Анксиолитики в клинической практике: как выбрать правильную стратегию терапии тревоги. Видео и обзор лекции. Часть 1

Анксиолитики в клинической практике: как выбрать правильную стратегию терапии тревоги. Видео и обзор лекции. Часть 1

В обзоре, подготовленном по материалам лекции, мы поговорим о роли стресса и баланса корковых и подкорковых систем регуляции эмоций в развитии тревожных расстройств и о том, как механизм развития тревоги влияет на выбор терапевтической стратегии.




Васенина Елена Евгеньевна, д.м.н., профессор кафедры неврологии с курсом рефлексологии и мануальной терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ

 

Анксиолитики – это лекарственные средства, способные снижать тревожность. Хотя этот термин объединяет все препараты, ключевым действием которых является уменьшение тревоги, их области применения и фармакологические мишени сильно различаются в зависимости от механизмов развития тревожных расстройств. Понимание этих механизмов определяет выбор дифференцированной терапии: то, какие нейробиологические процессы лежат в основе тревоги, определяет, какое средство будет работать наиболее эффективно и безопасно для конкретного пациента.

Что такое тревога и как она формируется?

Несмотря на то, что все чаще тревожные расстройства называют «пандемией» XXI века, и патологическая тревога действительно является серьезной проблемой современного общества, с эволюционной точки зрения тревога представляет собой нормальную физиологическую защитную реакцию, обеспечивающую выживание организма. Тревога как субъективное ощущение опасности ситуации или предчувствие возможных негативных событий является одним из ключевых механизмов выживания: она позволяет живому существу «предугадать» угрозу и подготовиться к ней, что, в свою очередь, дает возможность более эффективно справиться с угрозой, обучиться и в будущем ее избежать. Поэтому базовый уровень тревоги как нормальной защитной реакции организма формируется с самого раннего возраста путем накопления негативного опыта на протяжении жизни, например, при столкновении с негативными событиями или потенциально опасными ситуациями, а также в условиях неизвестности и неопределенности.

Когда активируется физиологическая тревога?

Физиологическая тревога активируется в ситуациях, которые мозг воспринимает как потенциально опасные – например, когда мы идем по улице в темное время суток. В этом случае превентивное повышение уровня тревоги позволяет быть более внимательным и осторожным, что повышает шансы быстро отреагировать на опасность (например, убежать) в случае необходимости.

Если же тревога возникает в отсутствие реальной физической угрозы и присутствует в течение длительного времени, она становится дезадаптивной, то есть патологической. На нейрональном уровне это обусловлено нарушением баланса в активации структур лимбической системы – центра эмоционального реагирования у человека.

Лимбическая система, или так называемый «древний мозг», – это наиболее древняя часть центральной нервной системы у человека и других млекопитающих. Эволюционно главной функцией этой системы, как и эмоций в целом, было формирование поведения, направленного на удовлетворение базовых потребностей организма. Именно миндалина и гиппокамп участвуют в формировании «дуальной модели» реализации этих базовых потребностей. Миндалина, одна из ключевых структур лимбической системы, отвечает за восприятие отрицательных эмоций и формирование поведения, направленного на избегание отрицательного опыта. Гиппокамп, тесно связанный с системой удовольствия и вознаграждения, является ключевой структурой, ответственной за восприятие положительных эмоций (Рис. 1).

«Дуальная» модель обеспечения базовых потребностей и регуляции эмоций

Рисунок 1. «Дуальная» модель обеспечения базовых потребностей и регуляции эмоций: функциональная роль лимбических структур в формировании эмоций и поведения. Миндалина отвечает за реализацию «стратегии избегания» посредством восприятия отрицательных эмоций и формирования поведения, направленного на их минимизацию; гиппокамп отвечает за реализацию «стратегии закрепления» через восприятие положительных эмоций и формирование поведения, направленного на их повторение.

В ситуации потенциальной опасности или при получении негативного опыта отрицательные эмоции позволяют миндалине интегрировать этот опыт в модель поведения, направленную на избегание его повторения. Гиппокамп участвует в формировании поведения, которое обеспечивает выживание, размножение, добывание пропитания и поиск убежища. При столкновении индивида с ситуацией, которая привела к позитивному опыту, чувству удовольствия и положительным эмоциям, гиппокамп способствует закреплению этого опыта, то есть формированию поведения, направленного на его повторение. Таким образом, структуры лимбической системы образуют рефлекторно-эмоциональный уровень формирования поведения, отвечающий за восприятие эмоций, первично-эмоциональное реагирование, рефлекторное поведение и обеспечение базовых потребностей.

Однако потребности современного человека выходят за рамки базовых потребностей других животных. Как следствие, у человека как у социального существа поведение также выходит за рамки рефлекторного эмоционального реагирования. Это достигается за счет когнитивно-эмоционального уровня, в основе которого лежит активность префронтальной коры. Главной задачей этого уровня контроля эмоций является распознавание эмоций других людей и торможение рефлекторного эмоционального реагирования, что позволяет адаптировать поведение и сдерживать эмоции с учетом социальных норм и контекста. Благодаря обработке эмоционального опыта человек может давать адекватный эмоциональный отклик на эмоции и переживания других людей, что критически важно для нормального социального взаимодействия, формирования осознанного эмоционально направленного поведения и развития чувства сопереживания. Таким образом, когнитивный уровень контроля эмоций с участием префронтальной коры критически важен для обработки и регуляции эмоций, «торможения» рефлекторных действий, формирования осознанного поведения, распознавания и оценки эмоций, сочувствия и сопереживания. Нарушение на любом уровне эмоционального реагирования может быть предиктором развития аффективных расстройств.

Особенности эмоциональных реакций человека

Любая незнакомая ситуация, связанная с негативной коннотацией и возникновением отрицательных эмоций, вызывает базовый рефлекторный стрессорный ответ. Так мозг превентивно готовит организм к любому сценарию развития событий. Этот ответ реализуется через активацию лимбической системы – рефлекторной системы обеспечения эмоций. Таким образом, эмоции выполняют роль «фактора значимости» опыта: все ситуации, сопровождающиеся эмоциональной реакцией, интерпретируются мозгом как значимые и запускают рефлекторный ответ. После формирования первичного ответа на когнитивном уровне происходит обработка опыта, который сопровождался отрицательными эмоциями. Проводится когнитивный анализ реальности угрозы и вероятности ее повторения, необходимости запуска стрессовой реакции, оценивается адекватность поведенческого ответа и принятых решений, а также соответствие эмоциональных реакций ситуации. На основе этого анализа благодаря возможности контроля над рефлекторным ответом мозг вырабатывает оптимальную модель поведения. Эта модель позволяет сдержать рефлекторные реакции и сделать поведение более адаптивным при повторном столкновении с аналогичной ситуацией. Этот механизм лежит в основе стрессоустойчивости, позволяя предотвратить десоциализацию. Таким образом, когнитивная оценка и регуляция стрессового ответа позволяют избежать избыточных стрессорных реакций, адаптировать поведение к социальным условиям, предотвращать неоправданные рефлекторные действия, регулировать эмоциональные реакции в зависимости от контекста и, в конечном итоге, защищают от избыточной симпатикотонии и связанных с ней соматических и неврологических последствий хронического стресса (Рис. 2).

Участие неокортекса в выработке оптимальной модели поведения.

Рисунок 2. Участие неокортекса в выработке оптимальной модели поведения. Нарушение когнитивного контроля снижает адаптивность эмоционального ответа на стрессогенные факторы, способствуя формированию тревожных расстройств [1]. ПФК – префронтальная кора.

Как физиологическая тревога становится патологической?

Нарушение когнитивного контроля

Выделяют три основных сценария патологизации тревоги, при которых она из нормальной защитной реакции становится дезадаптивной. Первый из них – нарушение осознанного, когнитивного контроля эмоционального поведения (Рис. 3). В большинстве случаев это нарушение формируется в детстве, когда доминирует рефлекторно-эмоциональное поведение, регулируемое лимбической системой, поскольку только по мере взросления и созревания префронтальной коры головного мозга формируются более осознанные реакции, и человек учится контролировать негативные эмоции и сдерживать стремление к получению положительного опыта «любой ценой».

Механизм когнитивного контроля эмоций

Рисунок 3. Механизм когнитивного контроля эмоций. Нарушение связей между префронтальной корой и миндалиной [1].

При нарушении когнитивной регуляции возникает склонность к неадаптивным рефлекторным эмоциональным реакциям и возникновению стрессового ответа в ситуациях, не представляющих реальной угрозы. Это связано с нарушением формирования связей между префронтальной корой и миндалиной из-за отсутствия адекватного научения и/или воздействия психотравмирующих ситуаций в детстве, что препятствует формированию поведения, основанного на положительных эмоциях.

Нарушение формирования связи между неокортексом и миндалиной в детстве предопределяет риск развития тревожных расстройств по мере взросления. На нейрональном уровне это обусловлено нарушением развития крючковидного пучка – проводящего пути белого вещества головного мозга, который соединяет миндалину (центр рефлекторных отрицательных эмоций) с префронтальной корой (центром контроля эмоций) (Рис. 4). В результате слабости или «несостоятельности» контроля со стороны префронтальной коры становится сложнее формировать адаптивный поведенческий ответ с учетом социального контекста, что становится ключевой предпосылкой для развития тревожных расстройств.

Анатомия крючковидного пучка

Рисунок 4. Анатомия крючковидного пучка. Адаптировано из Hanson et al., 2015 [2].

Одним из факторов, способных вызвать анатомические и функциональные изменения в связях между префронтальной корой и миндалиной, является стратегия воспитания. Раньше дети чаще сталкивались с потенциально опасными ситуациями и, как следствие, лучше обучались справляться с ними, вырабатывая адекватные стратегии реагирования. В современном мире дети реже сталкиваются с такими ситуациями и зачастую не успевают сформировать навык адекватного реагирования. Нередко родители избыточно оберегают детей от любых потенциальных угроз, в результате чего дети не обучаются адекватно реагировать на отрицательные эмоции и события. Если у человека не сформирован навык адекватно реагировать на отрицательные события, а центры когнитивного контроля недостаточно развиты, у него не вырабатывается достаточная стрессоустойчивость. В таком случае столкновение с социальными ситуациями, которые противоречат рефлекторным эмоциям, создает предпосылки для развития тревожных расстройств.

Другой причиной низкой адаптивности к стрессу во взрослом возрасте является детский травматический опыт. Большое количество психотравмирующих ситуаций в детстве приводит к преобладанию отрицательных эмоций, а на нейрональном уровне – к доминированию миндалины в формировании поведения, что ограничивает развитие поведенческих стратегий, основанных на позитивном подкреплении и направленных на достижение положительных эмоций и удовольствия. Это также создает условия для развития тревоги и депрессии. Дополнительным фактором риска может служить генетическая предрасположенность к преобладанию активности миндалины или гиппокампа, усугубляющая дисбаланс в формировании поведения и повышающая риск развития тревожных расстройств. Таким образом, ключевым фактором, снижающим риск развития тревожных расстройств становится формирование адекватных связей между «чувством страха» и «представлением о страхе» – то есть баланс между рефлекторными и произвольными реакциями.

Теория неопределенности и катастрофизации мышления

Второй сценарий развития тревожных расстройств основан на дисбалансе взаимодействия двух уровней эмоционального реагирования с преобладанием когнитивного контроля. Одной из функций префронтальной коры является ожидание и прогнозирование опасности. В норме в условиях неопределенности люди пытаются просчитать риски, и посредством анализа ситуации и выработки более адаптивной модели поведения с учетом социальных норм когнитивный уровень регуляции эмоций позволяет нам прогнозировать возможную опасность. Однако у некоторых людей система прогнозирования и ожидания опасности более активна, и префронтальная кора самостоятельно инициирует стрессовый ответ, в связи с чем они склонны «катастрофизировать» ситуации (Рис. 5). В этом случае когнитивные центры не тормозят, а, наоборот, растормаживают рефлекторные, что противоположно первому сценарию.

Теория неопределенности и катастрофизации мышления

Рисунок 5. Теория неопределенности и катастрофизации мышления. Инициация стрессового ответа префронтальной корой (ПФК) [1].

Данный механизм более характерен для женщин, что может быть связано с особенностями воспитания: мальчиков часто воспитывают как «сильный пол», который должен быть готов к столкновению с опасностью и в случае необходимости – противостоять ей, в то время как девочек учат предугадывать потенциально угрожающие ситуации, поскольку у них, в силу физических особенностей, может быть меньше шансов справиться с ней физически. Таким образом, в силу большей физической уязвимости и соответствующего воспитания, ориентированного на предупреждение опасности, у женщин может наблюдаться более высокий уровень переживаний и тревоги. Кроме того, у мужчин в среднем более развита система вознаграждения и склонность к формированию поведения на основе положительного подкрепления, поскольку активность дофамина регулируется андрогенами. Для женщин же характерен более выраженный «избегающий» тип поведения, то есть формирование поведенческих стратегий, направленных на предотвращение отрицательного результата. И поскольку ситуация неопределенности запускает тревожность как базовый защитный механизм, при склонности к повышенному прогнозированию опасности формируется катастрофизация мышления: человек начинает пытаться просчитывать все возможные сценарии исключительно в негативном ключе. Этот постоянный уровень тревоги, который активирует система когнитивного контроля – система прогнозирования, – создает почву для развития тревожных расстройств. Тревога, в свою очередь, предрасполагает человека к расстройствам сна, поскольку эволюционно глубокий сон – это состояние уязвимости. Как результат, тревожные мысли и высокий уровень тревоги перед сном приводят к нарушению его паттерна, делая сон поверхностным и прерывистым: мозг остается в состоянии повышенной готовности, чтобы не пропустить потенциальную угрозу.

Посттравматические стрессовые расстройства: гиперсенсибилизация к опасности

Третий сценарий развивается при переживании человеком интенсивного стрессового эпизода с развитием посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). В основе формирования ПТСР лежит дисбаланс между центрами эмоционально-рефлекторного и когнитивно-осознанного реагирования. Риск развития ПТСР также выше у женщин по сравнению с мужчинами, что может быть связано с тем, что они чаще попадают в непредвиденные ситуации, которые становятся реальной психологической травмой. Мужчины, хоть и сталкиваются с опасностью чаще, чаще оказываются готовыми к ней или могут лучше предвидеть сценарий развития событий. Помимо этого, мужчины, как правило, формируют поведение на основе позитивного подкрепления: они чаще рискуют, легче получают удовольствие от результата. Поведение женщин, напротив, в большей степени направлено на избегание отрицательных ситуаций, поэтому, попадая в травматическую ситуацию, женщины с большей вероятностью оказываются к ней неготовыми.

Триггером к формированию ПТСР является тяжелая психотравмирующая ситуация, угрожающая жизни или здоровью. В этом случае нарушается нормальный механизм обработки стрессового эпизода когнитивными центрами из-за несоответствия прогнозов реальному исходу. Как результат, мозг оценивает психотравмирующий опыт как чрезвычайно опасный и потенциально угрожающий для жизни и фиксирует его в мельчайших подробностях (запахи, звуки), чтобы избежать его повторения и при малейшем намеке на риск повтора «быть готовым», активируя стрессовый ответ (Рис. 6).

Гиперсенсибилизация к опасности

Рисунок 6. Гиперсенсибилизация к опасности. Гипереактивность (гиперсенсибилизация) неокортекса после перенесенной острой жизнеугрожающей ситуации инициирует развернутый стрессовый ответ на воздействие даже минимальных и незначимых стимулов [1].

Эта психологическая и физиологическая настороженность – гиперсенсибилизация к опасности – приводит к формированию недифференцированных отрывочных воспоминаний, каждое из которых может инициировать развернутую стрессовую реакцию в ответ на минимальные, незначимые стимулы, когда в этом нет необходимости.

Таким образом, в основе всех трех моделей развития тревожных расстройств лежит дисбаланс между системами позитивных и отрицательных эмоций, а также между центрами рефлекторного эмоционального реагирования и центрами когнитивного контроля. В условиях неадекватного когнитивного контроля происходит «растормаживание» активности миндалины – эволюционно более древней структуры мозга, что запускает дезадаптивный стрессовый ответ, который начинает доминировать во всех стрессовых ситуациях (Рис. 7).

Три механизма развития тревожных расстройств

Рисунок 7. Три механизма развития тревожных расстройств.

Коррекция тревожных расстройств

С учетом механизмов и принципов формирования тревожных расстройств, можно выделить две ключевые стратегии коррекции тревоги, направленные на снижение патологической активации миндалины в ответ на отрицательные эмоции. Первый путь – усилить положительные эмоции и возможность формирования поведения от позитивного опыта. В этом может помочь психотерапия, которая учит человека переключаться от негативных мыслей и формировать поведение, направленное на достижение удовольствия и положительных эмоций.

В рамках медикаментозной терапии с целью усиления положительных эмоций используются антидепрессанты, которые работают на уровне центров позитивного эмоционального реагирования. Они усиливают нейрогенез в гиппокампе и улучшают взаимодействие между гиппокампом и префронтальной корой, способствуя усилению положительных эмоций. Эффект антидепрессантов, в первую очередь, зависит от того, насколько они улучшили восприятие положительных эмоций в краткосрочном периоде, то есть в первые недели терапии. Усиление активности центров позитивных эмоций позволяет сбалансировать гиперактивность зон, которые провоцируют стрессовый ответ и отрицательный опыт.

Особое место в терапии тревоги занимает буспирон (Спитомин) благодаря его дуальному действию. Буспирон – это атипичный анксиолитик с двойным механизмом действия. Он влияет на пресинаптические D2-рецепторы, проявляя продофаминергическую активность, а также оказывает регулирующее воздействие на серотонинергическую нейропередачу. Продофаминергический эффект препарата обеспечивает дополнительную стимуляцию положительных эмоций и чувства удовольствия, что позволяет отнести его к группе усилителей позитивных эмоций наряду с психотерапией и антидепрессантами (Рис. 8).

Дофамин – «гормон активного счастья» и нейротрансмиттер удовольствия. Благодаря дофамину мы испытываем чувство внутреннего удовлетворения и удовольствия от достижения цели. Серотонин, напротив, является гормоном «умиротворенного» счастья, которое мы испытываем в повседневной жизни.

Механизм действия и спектр фармакологической активности буспирона

Рисунок 8. Механизм действия и спектр фармакологической активности буспирона (Спитомин) [3–6].

Вторая ключевая стратегия коррекции тревоги – уменьшение отрицательных эмоций. Среди методов психотерапии для этого подойдут стратегии переключения фокуса с неприятных переживаний. В рамках фармакотерапии для уменьшения отрицательных эмоций используются классические анксиолитики, действующие на уровне миндалины, которая отвечает за восприятие отрицательных эмоций и запускает неадаптивный стрессовый ответ. Действуя на ГАМК, главный тормозной нейромедиатор ЦНС и ключевой регулятор активности миндалины, они снижают ее гиперактивность и проявляют более быстрый эффект по сравнению с антидепрессантами, что позволяет вывести человека из избыточной стрессовой реакции.

Однако, несмотря на быстрое действие, классические анксиолитики не позволяют полностью избавиться от тревожного расстройства. Для восстановления баланса положительных и отрицательных эмоций необходима сбалансированная комбинация препаратов, которые действуют на оба механизма развития тревоги. Поэтому залогом успешного лечения тревожных расстройств является сочетание подходов, направленных не только на купирование патологической тревоги, но и на формирование более адаптивного поведения, которое позволит предотвратить рецидивы тревоги в будущем.

Список литературы

  1. Васенина Е.Е. Стресс, тревога и когнитивные расстройства. Эффективная фармакотерапия. 2024;20(7):38–46.
  2. Hanson JL, Knodt AR, Brigidi BD, Hariri AR. Lower structural integrity of the uncinate fasciculus is associated with a history of child maltreatment and future psychological vulnerability to stress. Dev Psychopathol. 2015;27(4 Pt 2):1611–1619.
  3. Flavio Guzman [электронный ресурс] URL: http://psychopharmacologyinstitute.com/cns-receptors/5-ht1a-receptors/
  4. Быков Ю.В., Беккер Р.А. Буспирон в практике врача-психиатра: только ли анксиолитик? Психиатрия и психофармакотерапия. 2017;19(5):32–52.
  5. Инструкция по медицинскому применению ЛП Спитомин (таблетки), РУ П N013159/01.
  6. ОХЛП Спитомин (таблетки), РУ ЛП-№(004548)-(РГ-RU).

Актуальные проблемы

Специализации

Календарь событий:

Вход на сайт

Мы используем cookie, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на использование cookie. Подробнее см. Политику обработки персональных данных