Генетические полиморфизмы определяют наши пищевые предпочтения

В одном из наиболее масштабных на сегодняшний день полногеномных исследований пищевого поведения и диетических факторов, опубликованном в журнале Nature Human Behaviour, описаны генетические полиморфизмы, «определяющие» не только наши пищевые предпочтения, но предрасположенность к развитию ожирения и ишемической болезни сердца.

Считается, что диетические предпочтения человека в большей степени определяются особенностями культуры и воспитания, а потому люди, которые пытаются избавиться от лишнего веса, часто слышат один и тот же совет – изменить рацион питания или просто меньше есть. Но так ли просто изменить свои пищевые привычки, если они «предопределены» генами?

Ученые из Массачусетской больницы общего профиля Гарвардской медицинской школы провели полногеномный анализ ДНК 282 271 участников исследований UK Biobank (n=191157) и Cohorts for Heart and Aging Research in Genomic Epidemiology Consortium (n=91114) и обнаружили 26 генетических локусов, связанных с предпочтением пищи, богатой белками, углеводами или жирами.

Обнаруженные полиморфизмы располагались преимущественно в ГАМК-, дофамин- и глутаматергических нейронах, получающих афферентные сигналы от органов ЖКТ, и составляли два кластера, которые также были связаны с предрасположенностью к развитию ожирения и ишемической болезни сердца.

Пищевое поведение является неотъемлемой частью механизма регуляции энергетического обмена. На нейрональном уровне пищевое поведение реализуется по принципу обратной связи: афферентные стимулы от периферических тканей и органов поступают в различные структуры мозга, где происходит их интеграция и передача эфферентных сигналов к исполнительным органам. Результаты одного из наиболее масштабных на сегодняшний день полногеномных исследований пищевого поведения и диетических факторов еще раз доказали, что в основе фенотипических проявлений пищевого поведения и диетических предпочтений лежат молекулярно-генетические особенности звеньев этой многокомпонентной цепи.

Источник: Merino J. et al. Genetic analysis of dietary intake identifies new loci and functional links with metabolic traits // Nature Human Behaviour, 2021; DOI:10.1038/s41562-021-01182-w