Белок бактерий поможет в лечении рака

Продуцируемый E. coli фермент смог избирательно подавить рост раковых клеток

Ученые из Университета Лунда (Швеция) обнаружили, механизм, посредством которого бактерии E. coli разрушают широко известный онкоген MYC, который участвует в развитии многих форм рака. Исследование опубликовано в журнале Nature Biotechnology.

Раковые клетки растут слишком быстро и провоцируют развитие метастазов. Понимание того, что позволяет им эффективно размножаться и распространяться, крайне важно, так как прерывание указанных процессов служит одной из целей лечения онкологических заболеваний. Исследования выявили онкогены - гены, которые обычно контролируют рост клеток, но могут вызывать мутации, ответственные за возникновение рака. Свойства этих генов объясняют конкурентное преимущество в развитии раковых клеток.

Плейотропный фактор транскрипции MYC был назван «типичным онкогеном». При многих формах рака отмечается усиление его активности,  MYC может выступать потенциальной мишенью в лечении онкологических заболеваний. Тем не менее, поиск ингибиторов MYC для терапевтического использования был проблематичным, а сам MYC долгое время считался недостижимой целью для лекарств.

Исследователи из Университета Лунда выяснили, что уропатогенные E. coli уменьшают содержание белка c-MYC в инфицированных клетках и тканях в результате его ускоренной деградации и ослабления экспрессии гена MYC.

Открытие было сделано после обнаружения того факта, что у детей с острым пиелонефритом снижена экспрессия MYC. При выявлении молекул, высвобождаемых бактериями, была идентифицирована протеаза Lon, ответственная за избирательную деградацию MYC.

Указанные эффекты Lon были использованы в лечении на рака на двух различных экспериментальных моделях, где отмечен значительный терапевтический потенциал этой молекулы. Неожиданно было показано, что протеаза Lon в основном влияет на клетки, в которых MYC является сверхактивным. Это предполагает ограниченную токсичность данного вещества.

Следующим шагом исследователей будет более подробное изучение действия обнаруженной молекулы и разработка проекта для будущих клинических испытаний.

doi.org/10.1038/s41587-020-00805-3