Жидкие ароматизаторы для электронных сигарет вызывают повреждение легких

Исследователи развенчали миф о "здоровой" альтернативе курению табака

Электронные сигареты становятся все более популярны во всем мире. Производители продвигают их как «здоровую» альтернативу обычным сигаретам, что вызывает сомнения среди ученых.

Группа исследователей из Сан-Диего (США) и Аделаиды (Австралия) обнаружила, что ароматизаторы, содержащиеся в парах электронных сигарет, способны вызывать существенное повреждение легких вне зависимости от наличия в составе пара никотина. Результаты научной работы опубликованы в Аmerican Journal of Physiology.

«В состав 99% жидкостей для электронных сигарет входят ароматизаторы, которые состоят из различных химических веществ, - сказала доктор Лаура Кротти Александер. - Было обнаружено, что эти вещества токсичны. При вдыхании они вызывают повреждение легких и негативно влияют на иммунную систему».

При обследовании  людей, регулярно использующих электронные сигареты (вейп), исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили у них повышение продукции некоторых воспалительных белков в слюне и дыхательных путях, в сравнении с некурящими людьми.

В продолжение исследования их коллеги из Университета Аделаиды провели эксперимент in vitro для изучения того, как клетки респираторного тракта человека реагируют на пары электронных сигарет, состоящие из 10 разных ароматизированных жидкостей. В результате эксперимента было установлено, что все изученные жидкости повреждают клетки, причем некоторые ароматы более токсичны, чем другие. Среди наиболее токсичных оказались химические вещества, имитирующие шоколадный и банановый вкус.

В совокупности, полученные данные свидетельствуют о том, что курение электронных сигарет с ароматизаторами  может повреждать легкие. Ароматизирующие вещества оказывают непосредственное токсическое действие на клетки дыхательных путей и альвеолярные макрофаги, снижая их способность уничтожать бактерии.

Исследователи пришли к выводу о необходимости более строгого регулирования состава электронных сигарет. По их мнению, следует ограничить состав жидкости для подобных устройств только одним ароматизатором, который будет протестирован для определения безопасной концентрации.

doi.org/10.1152/ajplung.00370.2020