Обнаружены гены, повышающие риск потери беременности

Исследователи из Эстонии провели анализ генома более 400 тысяч женщин из разных стран для выяснения генетических причин выкидыша

Исследователи из Эстонского центра генома при Университете Тарту описали ранее неизвестные связи между выкидышем и материнскими генами. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Выкидыш  -  частое осложнение, которое наблюдается примерно в 15% случаев клинически подтвержденной беременности. Хотя риск потери беременности увеличивается с возрастом матери и связан с рядом различных причин, до двух третей выкидышей остаются нераспознанными, а их причины в значительной степени неизвестными.

Исследователи обнаружили новые генетические причины выкидышей, в том числе спорадических, в то время как большинство предыдущих научных работ было сосредоточено на связи генетических особенностей матери с повторным выкидышем. Более того, ранние исследования проводились с небольшим размером выборки и, как следствие, обнаруживали во многом противоречивые результаты.

«В нашем исследовании приняло участие большое количество женщин, чей геном был внимательно изучен для выявления факторов риска как спорадических, так и повторяющихся выкидышей», - пояснила докторТрийн Лайск, ведущий автор исследования.

Исследователи проанализировали генетическую информацию 420 000 женщин, а данные были собраны из биобанков по всему миру, в том числе из биобанка населения Эстонии. В результате было обнаружено, что причины выкидыша частично связаны с некоторыми вариантами генов, определяющими развитие плаценты.

Кроме того, анализ заболеваний у женщин, переживших выкидыш, обнаружил ассоциации потери беременности с бронхиальной астмой, депрессией и синдромом раздраженного кишечника. Авторы также отметили связь между курением, психическим здоровьем и случаями потери беременности.

В данной научной работе оценивалось только влияние генетических особенностей женщины на риск выкидыша. По мнению исследователей, необходимо провести дополнительный анализ геномов отца и плода, чтобы лучше понять причины потери беременности.

«Несмотря на то, что настоящее исследование генетических особенностей женщины проливает некоторый свет на причины выкидыша, необходимо дальнейшие изучение проблемы. В будущем мы могли бы узнать больше о биологических процессах, лежащих в основе нормальной беременности, а также о долгосрочном влиянии выкидыша на здоровье женщин», - отметила доктор Лайск.

Исследование заложило основу международного консорциума, который продолжит изучение генетических причин выкидыша.

doi.org/10.1038/s41467-020-19742-5