Ешь меньше – живешь дольше? Только если повезет, считают авторы исследования

Мухи подскажут ученым, как продлить жизнь и здоровье без диет и тренировок

Основополагающее предположение, касающееся исследований старения, заключается в том, что ограничение питания увеличивает   продолжительность жизни.

Это заключение сделано на основании экспериментов, в основном проведенных на животных.  Несмотря на то, что предыдущие исследования с участием тех или иных живых существ продемонстрировали достоверную связь "спартанских" ограничений в питании с продлением жизни, недавний анализ  160 генетически различных  видов плодовой мухи - дрозофилы  не обнаружил такой ассоциации.

Результаты указанной научной работы опубликованы в журнале Current Biology.

Генетический материал дрозофил является доступным и удобным для изучения материалом, их плодовитость и невысокая продолжительность жизни также служит плюсом для экспериментальных целей.

Ученые из Института Бака по изучению старения (Калифорния, США) измеряли связанные с диетой изменения продолжительности жизни и оценивали возрастные изменения, а также уровень физической активности, по которому судили о здоровье в целом. По результатам исследования, при ограничении в питании средняя продолжительность жизни дрозофил увеличилась, их здоровье улучшилось.

Тем не менее, дьявол, как говорится, в деталях. В то время как 97% видов дрозофил продемонстрировали некоторое улучшение здоровья и продление жизни после ограничений в питании, только у 50% видов мух можно было подтвердить достоверную связь этих изменений с диетой. 13% среди всех видов дрозофил стали более энергичными, но умерли раньше на строгой диете. У 5% мух, несмотря на увеличение продолжительности жизни, здоровье стало хуже. Оставшиеся 32% либо никак не ответили на диету, либо негативно, то есть стали болеть и умерли раньше.

Углубившись в генетический анализ, ученые идентифицировали ген, предположительно регулирующий продолжительность жизни дрозофил. Снижение инсулиновой нагрузки на организм приводило к его подавлению, и жизнь мухи становилась дольше, но не влияло на физическую активность. Обнаружен и другой ген, ответственный за развитие возрастных болезней и слабости.  Его подавление под действием диеты позволяло замедлить процессы, связанные со старением, но почти не влияло для продолжительность жизни.

Ученые сделали вывод, что ограничения в питании работают, но не являются панацеей и эликсиром молодости. Они отмечают, что большинство экспериментов, посвященных диете и продолжительности жизни, выполнены на единственном виде животных, в то время как настоящее исследование включало сразу 160 разновидностей дрозофил. Также важно, что была учтена не только длительность жизни, но и наступление возрастных изменений, снижение физической активности. Ученые призывают обращать внимание и на эти показатели, ведь они определяют качество жизни.

Исследователи подчеркивают, что полученные результаты не отрицают пользы от ограничений в питании, скорее они призваны обратить внимание на многие другие факторы, что остаются неизученными. В перспективе разработка анализа маркеров или генов, наличие которых говорит о пользе или вреде диеты для индивида, может улучшать длительность и качество жизни пожилых людей.

Источник: http://dx.doi.org/10.1016/j.cub.2020.05.020