Ученые предположили, как гибнут нейроны при нейродегенеративных заболеваниях

Процессы, лежащие в основе широкого спектра неврологических заболеваний, могут быть вызваны нарушением аутофагии - механизма, с помощью которого мозг очищается от погибших клеток и токсинов.

Нейрон, головной мозг, нейродегенеративное заболевание, болезнь Паркинсона
Изображение: SMA News Today

Особую проблему в неврологии представляют нейродегенеративные заболевания, при которых происходит постепенная гибель клеток мозга. Чаще всего это сопровождается потерей памяти, изменениями психики и расстройствами движения. В эту группу входят болезнь Паркинсона и болезнь Альцгеймера, а также другие менее распространенные патологии. При этом точные механизмы, приводящие к гибели клеток, пока неясны, что затрудняет разработку патогенетических методов лечения.

Попытку разрешить эту проблему предприняли ученые из Королевского колледжа Лондона (King's College London). По мнению Манолиса Фанто (Manolis Fanto) и его коллег, гибель нейронов может быть связана с нарушением аутофагии – процесса поглощения гибнущих и уже погибших клеток здоровыми. В норме аутофагия необходима для очищения ткани мозга от шлаков и токсинов, образующихся после гибели нейронов. В своей работе, опубликованной в журнале Current Biology, они приводят экспериментальные результаты, демонстрирующие состоятельность предложенной гипотезы.

Выяснилось, что у мышей, а также в культуре человеческих клеток остановка аутофагии приводила к увеличению концентрации токсических продуктов обмена и распада в ткани. Это, в свою очередь, негативно воздействовало на здоровые клетки. Они начинали выбрасывать во внешнюю среду жизненно необходимые соединения и накапливать в себе токсины, что приводило к нарушению их функции и гибели.

«Мы показали, как остановка аутофагии способствует гибели клеток. Раньше этот механизм не изучался», – прокомментировал Фанто результаты проведенной работы. Новая теория может объяснить, почему при некоторых нейродегенеративных заболеваниях использование лекарственных средств, усиливающих клеточный транспорт, могут привести к ухудшению симптоматики. Она также может способствовать разработке новых лекарств, блокирующих этот патологический путь.

Больше новостей и статей, посвященных нейродегенеративным заболеваниям и болезни Паркинсона, в тематическом разделе нашего портала.