В 2020 году в мире было зарегистрировано около полумиллиона случаев рака мочевого пузыря (РМП) и свыше 200 тысяч летальных исходов, при этом показатели заболеваемости и смертности были примерно в 4 раза выше у мужчин, чем у женщин. Поскольку развитие РМП тесно связано с различными модифицируемыми факторами риска, развитие этой патологии можно предотвратить — в том числе за счет отказа от вредных привычек, считает Денис Черняев, онколог, КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского», г. Красноярск.
Одним из неочевидных, но важных поведенческих факторов риска развития рака мочевого пузыря является табакокурение — именно с ним связано около половины всех случаев РМП в мире и порядка 37% смертей от этого заболевания. В России по распространенности РМП занимает 9-е место среди мужчин и 16-е – среди женщин. При этом в последние годы отмечается высокий прирост заболеваемости для обоих полов — за 10 лет наблюдений c 2007 по 2017 гг. он составил 28,3 %. «Из расчета показателей на 100 тыс. населения цифры прироста ниже – 14,34%, но и этот показатель нельзя назвать положительным, — считает Денис Черняев. — С учетом того, что треть населения страны продолжает курить, рассчитывать на изменение негативного тренда в отношении РМП довольно сложно».
Курение напрямую связано с развитием РМП, поскольку канцерогены накапливаются в моче и вызывают мутации в клетках уротелия, объясняет онколог. Чем дольше человек курит, тем выше риск развития рака, и он остается высоким даже после прекращения курения, хотя риск постепенно снижается со временем. «Требуется достаточно долгий период, чтобы степень риска уменьшилась, — говорит врач. — Исследования показывают, что снижение риска РМП на 25% происходит в течение первых 10 лет после полного отказа от курения, но даже после 30 лет отказа риски для бывших курильщиков всё равно выше, чем у тех, кто никогда не курил».
По словам Дениса Черняева, курение не только увеличивает вероятность развития рака мочевого пузыря, но и повышает риск рецидива после проведения терапии. «По сравнению с некурящими, курильщики чаще сталкиваются с осложнениями и сильнее подвержены воздействию инфекций после проведения операций на мочевом пузыре, — предупреждает врач. — Мета-анализ 27 исследований с общей выборкой свыше 25 тыс. пациентов, посвященных этой тематике, показывает, что риск развития серьезных послеоперационных осложнений у курильщиков на 87% выше, чем у некурящих. Риск «подхватить» инфекции после операции у курильщиков также на 34% выше, чем у тех, кто не курит».
Роль отказа от табакокурения в профилактике РМП трудно переоценить, говорит специалист. «Прекращение курения на срок более 10 лет снижает риск рецидива заболевания на 44%, смертность от рака в целом — на 42% и общую смертность — на 31%, — отмечает он. — В то же время, у курильщиков с длительным стажем наблюдаются наихудшие исходы, включая более высокую частоту запущенных стадий опухолей, метастазов в лимфоузлы и рецидивов. Исходы для тех, кого нельзя назвать заядлыми курильщиками, и людей, которые курили непродолжительное время, не столь тяжелы, но риск для них все равно выше по сравнению с некурящими».
Несмотря на неутешительную статистику и удручающие результаты исследований, значительный процент людей не прекращает курить даже после постановки онкологического диагноза, констатирует Денис Черняев. «От 50 до 83% онкологических пациентов продолжают курить, даже несмотря на поставленный диагноз, а по оценкам американского Национального института онкологии, в 2022 году 11,4% людей, перенесших онкологическое заболевание в той или иной форме, тем не менее, продолжили курить», — говорит он.
Другим негативным эффектом продолжения курения после постановки диагноза является значительное снижение эффективности проводимой терапии, продолжает онколог. «Согласно систематическому обзору, включающему более 13 тыс. пациентов, у активных курильщиков отмечаются более слабые показатели ответа на химиотерапию по сравнению с некурящими или бывшими курильщиками, — рассказывает он. — Наконец, канцерогенные вещества, содержащиеся в табачном дыме, воздействуют на весь организм в целом, усиливая прогрессирование РМП и повышая риск развития других онкологических заболеваний».
Профилактика и лечение РМП требуют совместных усилий как врача, так и пациента, уверен Денис Черняев. По его мнению, этот процесс включает не только медицинское лечение, но и изменение образа жизни. «Очень важно, чтобы онкологические пациенты получали информацию не только о факторах, влияющих на успешность лечения РМП, но и о всем спектре возможностей для отказа от курения – в первую очередь для людей с серьезной табачной зависимостью, — считает онколог. — Ведь даже после успешного лечения сохранение вредных привычек может свести на нет результаты терапии».
Чем раньше пациент прекратит курение, тем выше его шансы на выздоровление и долгую жизнь без рецидивов, подчеркивает врач. «Безусловно, отказ от курения — это ключевой компонент онкологических программ на всех этапах: от профилактики до паллиативной помощи, — отмечает Денис Черняев. — Однако не все пациенты могут отказаться от табакокурения. Для того чтобы помочь этой категории пациентов, стоит рассмотреть все современные меры и подходы – в том числе концепцию снижению вреда, которая позволяет минимизировать воздействие вредных факторов при невозможности полного избавления от них».
Одной из таких мер является переход заядлого курильщика на бездымные альтернативы классическим сигаретам, например – на электронные системы нагревания табака, считает онколог. «Отсутствие продуктов горения в них позволяет значительно уменьшить влияние канцерогенов на организм и снизить воздействие на слизистую мочевого пузыря, — объясняет специалист, — Так, по данным мета-анализа, включающего почти 450 исследований, маркеры РМП были значительно выше при классическом табакокурении, чем у пользователей электронных средств доставки никотина».
Таким образом, отказ от табакокурения является важным шагом в профилактике и лечении рака мочевого пузыря и других онкологических заболеваний, резюмирует Денис Черняев. «В ситуациях, когда это сделать невозможно, для взрослых заядлых курильщиков целесообразно рассмотреть менее вредные альтернативы, — говорит он. — Это позволит существенно улучшить прогноз, снизить риск рецидива и увеличить продолжительность жизни пациентов по сравнению с продолжением курения самого вредного продукта — обычных сигарет».