Лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни альгинатами

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) является одним из наиболее распространенных заболеваний пищеварительного тракта, что нашло отражение в постулате «ХХ век — век язвенной болезни, а ХХI век — это век ГЭРБ», выдвинутом на




Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) является одним из наиболее распространенных заболеваний пищеварительного тракта, что нашло отражение в постулате «ХХ век — век язвенной болезни, а ХХI век — это век ГЭРБ», выдвинутом на VI Объединенной гастроэнтерологической неделе (Бирмингем, 1997). По данным эпидемиологических исследований, распространенность ГЭРБ у взрослого населения стран Западной Европы и Северной Америки достигает 10–20% [1], в Москве — 23,6% [2].

ГЭРБ рассматривают как состояние, развивающееся, когда рефлюкс содержимого желудка вызывает появление беспокоящих пациента симптомов и/или развитие осложнений. Наиболее характерными симптомами заболевания признаны изжога и регургитация, а наиболее распространенным осложнением рефлюкс-эзофагит. Регургитация (кислая отрыжка, срыгивание) — это попадание содержимого желудка вследствие рефлюкса в ротовую полость или нижнюю часть глотки [3]. Изжога — чувство жжения за грудиной и/или «под ложечкой», распространяющееся снизу вверх, индивидуально возникающее в положении сидя, стоя, лежа или при наклонах туловища вперед, иногда сопровождающееся ощущением кислоты и/или горечи в глотке и во рту, нередко связанное с чувством переполнения в эпигастрии, возникающее натощак или после употребления какого-либо вида твердых или жидких пищевых продуктов, алкогольных или неалкогольных напитков или акта табакокурения [4].

Ведущим патогенетическим механизмом возникновения заболевания является патологический гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭР) [5]. Поскольку внутрибрюшное давление превышает внутригрудное, действует градиент давления, способствующий забросу содержимого желудка в пищевод, противостоит которому нижний пищеводный сфинктер (НПС). Несостоятельность последнего приводит к развитию патологического ГЭР, результат воздействия которого на слизистую оболочку пищевода определяется его составом (соляная кислота, пепсин, желчные кислоты и т. д.), длительностью воздействия и собственной резистентностью слизистой оболочки. Помимо неэффективности НПС, возникновению ГЭР способствует повышение внутрибрюшного (например, при ожирении, беременности, запоре) или внутрижелудочного давления (при желудочном или дуоденальном стазе функциональной или органической природы).

Механизмы формирования ощущения изжоги остаются не до конца понятными. Наиболее часто изжога является следствием патологического ГЭР (как кислоты, так и дуоденального содержимого). Кроме того, ощущение изжоги может быть связано с нарушениями моторики пищевода, повышенной чувствительностью его слизистой вследствие расстройств центральной и периферической иннервации, изменений психологического статуса [6]. Учет и правильная оценка этих механизмов во многом определяет успех терапии. Ее основными целями является купирование симптомов, улучшение самочувствия (качества жизни), а также лечение и предотвращение осложнений, прежде всего рефлюкс-эзофагита. Исходя из патогенеза заболевания, этого можно добиться путем уменьшение объема и модификации состава рефлюктанта, повышения антирефлюксной функции НПС, снижения градиента давления, направленного из желудка в пищевод, усиления клиренса пищевода, защиты слизистой пищевода от повреждающего воздействия рефлюктанта. При наличии моторных нарушений, гиперчувствительности пищевода и изменений психо-эмоционального статуса требуется их коррекция.

Основные направления лечения ГЭРБ включают рекомендации по изменению образа жизни и диеты, фармакотерапию (антисекреторные препараты, прокинетики, альгинаты, антациды), при неэффективности которых прибегают к хирургическому лечению (лапароскопическая фундопликация и др.). В качестве альтернативных рассматриваются две стратегии фармакотерапии. Первая из них, «поэтапно возрастающая», предусматривает на начальном этапе лечения изменение образа жизни, применение альгинатов или антацидов. При их неэффективности осуществлялся переход ко второму (блокаторы Н2-рецепторов гистамина и/или прокинетики) или сразу к третьему этапу (ингибиторы протонной помпы (ИПП)). При второй стратегии, «поэтапно снижающейся», назначаются ИПП, и лишь после достижения клинико-эндоскопического эффекта больных постепенно переводят на прием поддерживающих доз ИПП или терапию по требованию, в том числе прием альгинатов или антацидов [7].

«Поэтапно снижающаяся» стратегия рекомендуется, прежде всего, больным с рефлюкс-эзофагитом, поскольку она существенно сокращает сроки заживления эрозий слизистой оболочки пищевода. Для купирования симптомов неосложненной (эндоскопически негативной) ГЭРБ актуальна «поэтапно возрастающая» терапия, причем уже на первом шаге, назначении альгинатов [8]. Предыдущие исследования продемонстрировали безопасность и эффективность альгинатов в подавлении симптомов ГЭРБ и облегчении проявлений рефлюкс-эзофагита [9].

Источником альгиновой кислоты (от лат. alga — морская трава, водоросль) являются бурые водоросли, главным образом, Laminaria hyperborea. Альгиновые кислоты представляют собой полисахариды, молекулы которых построены из остатков D-маннуроновой и L-гулуроновой кислот. Блоки маннуроновой кислоты придают альгинатным растворам вязкость. При ассоциации блоков гулуроновой кислоты с участием катионов кальция происходит гелеобразование.

Гевискон — суспензия для приема внутрь, в состав которой включены активные вещества: натрия альгинат, натрия гидрокарбонат, кальция карбонат. При приеме внутрь Гевискон реагирует с кислотой в просвете желудка, в результате чего формируется невсасывающийся альгинатный гелевый барьер. За счет углекислого газа, образующегося при взаимодействии натрия гидрокарбоната с соляной кислотой, «альгинатный плот» плавает на поверхности содержимого желудка и механически препятствует возникновению ГЭР. Если рефлюкс, тем не менее, происходит, то альгинатный гель первым проникает в пищевод и оказывает протективное действие.

Целью нашей работы была оценка клинической эффективности суспензии Гевискона у пациентов ГЭРБ.

Задачи исследования:

1. Оценить эффективность 10-дневного приема суспензии Гевискона при купировании симптомов ГЭРБ (изжога, регургитация и др.).

2. Определить динамику показателей внутрипищеводного рН-мониторинга после приема суспензии Гевискона.

Материал и методы исследования

Обследованы 30 больных (средний возраст 46,2 ± 15,0 лет, женщин 50%) с неэрозивной формой ГЭРБ, находившихся на стационарном лечении в ЦНИИ гастроэнтерологии. С нормальным индексом массы тела было 46,7% больных, с избыточным — 53,3%. Давность симптомов ГЭРБ от 1 года до 30 лет, в среднем 6,0 ± 8,7 года.

В течение 10 дней больные получали суспензию Гевискона по 20 мл 4 раза в день через 30–40 минут после трех основных приемов пищи и перед сном. Симптомы ГЭРБ ежедневно оценивались с помощью 5-бальной оценочной шкалы Likert, где 1 — полное отсутствие симптомов, а 5 — тяжелые симптомы, значительно влияющие на качество жизни пациента. До назначения препарата проводились эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) и суточный рН-мониторинг («Гастроскан-24»). У 10 больных выполнена острая фармакологическая проба под контролем рН-мониторинга с 1-кратным или 4-кратным приемом Гевискона по 20 мл. До начала и после завершения лечения Гевисконом оценивалось самочувствие по визуально-аналоговой шкале (ВАШ). С учетом возможной роли психоэмоциональных нарушений в формировании жалоб больных ГЭРБ, особенно ее эндоскопически негативной формы, проводилась оценка психологического статуса с помощью опросника СМОЛ и определялся тип отношения к болезни с использованием опросника ЛОБИ. Безопасность проводимой терапии оценивали на основании наличия/отсутствия побочных эффектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Наиболее частыми жалобами были изжога, кислая отрыжка, отрыжка воздухом, реже беспокоили дисфагия и одинофагия (табл. 1). Уменьшение симптомов в первый день терапии произошло у 26 (86,7%) больных. Двое больных не отметили положительного эффекта Гевискона и к 4–5 дню отказались от продолжения приема препарата. У одного больного на 3 день лечения появилась аллергическая реакция в виде крапивницы. Таким образом, 3 больных выбыли из исследования, и их данные не учитывались при оценке эффективности терапии. У большинства оставшихся больных полное устранение симптомов произошло в сроки от 1 до 7 дней (табл. 2). Следует подчеркнуть, что стационарные больные — это более тяжелая группа больных ГЭРБ и наиболее длительные сроки купирования симптомов были у больных с избыточной массой тела и с изменениями психоэмоционального статуса.

На фоне терапии отмечено улучшение самочувствия больных, что отразилось в увеличении показателя по ВАШ с 41,8 ± 15,3 до лечения до 60,2 ± 16,8 мм на 10-й день приема Гевискона.

Проведенная 10 больным под контролем рН-мониторинга острая фармакологическая проба с Гевисконом продемонстрировала его антирефлюксный эффект длительностью от 1,5 до 3,5 часов. При этом обобщенный показатель De Meester нормализовался или существенно уменьшился. Средний рН в желудке у 3 больных не менялся, у 7 — наблюдался умеренный антацидный эффект, обусловленный бикарбонатами, входящими в состав препарата.

Переносимость лечения у подавляющего большинства больных была хорошей, 1 больной отмечал кратковременное усиление жжения по ходу пищевода после приема препарата, 1 больной отмечал появление метеоризма. У 1 больного на 3 день лечения отмечено появление аллергической реакции в виде крапивницы. После отмены препарата явления аллергии прошли самостоятельно.

Двое больных отказались от приема Гевискона на 4–5 день лечения, не отметив клинического эффекта. Диагноз у обоих пациентов установлен на основании клинических проявлений заболевания: их беспокоила изжога. При этом по данным ЭГДС изменений слизистой пищевода не было, рН-мониторинг не выявил патологического ГЭР. При психологическом обследовании (опросники СМОЛ и ЛОБИ) у обоих больных выявлены выраженные нарушения психической адаптации. Вероятно, механизмом формирования ощущения изжоги у этих больных был не патологический ГЭР, а гиперчувствительность пищевода на фоне изменения психологического статуса. Косвенным подтверждением этого является неэффективность Гевискона, купирующего изжогу только у больных, механизмом формирования которой является патологический ГЭР.

Заключение

  1. Суспензия Гевискона оказывает антирефлюксный эффект, предотвращая попадание содержимого желудка, как кислого, так и смешанного, в пищевод за счет создания «альгинатного плота».
  2. Продолжительность антирефлюксного эффекта однократного приема суспензии Гевискона составила от 1,5 до 3,5 часов.
  3. Причиной неэффективности суспензии Гевискона могут быть нерефлюксные механизмы формирования изжоги.
  4. Суспензия Гевискона является эффективным и безопасным препаратом для купирования симптомов ГЭРБ и может быть рекомендована в практике гастроэнтерологов и терапевтов.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.


Д. С. Бордин, кандидат медицинских наук
А. А. Машарова, кандидат медицинских наук, доцент
Т. С. Кожурина
ЦНИИ гастроэнтерологии
, Москва


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт