Медицинский научно-практический портал
ISSN 2687-1181 (Online) ISSN 1560-5175 (Print)

Для кого полезен прием омега-3 жирных кислот, а для кого – вреден?

Рыбий жир, источник омега-3 жирных кислот, может отрицательно влиять на сердечно-сосудистые исходы у здоровых людей. Результаты наблюдательного исследования

Сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смерти во всем мире. В качестве одной из мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предлагается использование рыбьего жира как источника, богатого омега-3 жирными кислотами (ЖК), в частности эйкозапентаеновой и докозагексаеновой кислотами.

Многочисленные эпидемиологические и клинические исследования были посвящены анализу эффектов омега-3 ЖК на сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) и связанные с ними факторы риска, однако выводы до сих пор остаются неоднозначными.

Новое крупное исследование было опубликовано в журнале British Medical Journal. Данная работа носит наблюдательный (обсервацинный) характер и основана на информации из базы данных UK Biobank (более 415 тыс. участников).

  • Согласно полученным данным, у участников без ССЗ в анамнезе, регулярно использующих добавки рыбьего жира, чаще наблюдались случаи фибрилляции предсердий – на 13% (hazard ratio (HR) 1.13 от 1.10 до 1.17), и инсультов – на 5% (1.05, от 1.00 до 1.11). Во всех случаях доверительный интервал составил 95%.
  • В то же времякак у пациентов с уже имеющимися фибрилляцией предсердий и ССЗ отмечалось уменьшение числа случаев сердечно-сосудистых катастроф на 8% (HR 0.92, от 0.87 до 0.98), инфаркта миокарда – на 15% (HR 0.85, от 0.76 до 0.96), а у пациентов с сердечной недостаточностью – на 9% меньше риск сердечно-сосудистой смерти (HR 0.91, от 0.84 до 0.99). Во всех случаях доверительный интервал составил 95%.

В ранее проведенных рандомизированных клинических испытаниях, а также по данным мета-анализов неоднократно было показано снижение частоты сердечно-сосудистых событий (но не инсультов) среди участников, использующих добавки с омега-3 ЖК.

Наблюдательные исследования демонстрируют корреляцию, но не определяют причинно-следственной связи наблюдаемого явления, а потому не являются в полной мере доказательными.

Таким образом, прием омега-3 жирных кислот, вероятно, наиболее целесообразно использовать на фоне имеющихся сердечно-сосудистых показаний. Прием этих добавок имеет определенные показания и противопоказания, не должен быть распространяться на всю популяцию и тем более не является заменой для полноценного здорового и разнообразного питания.

 

Источник: Chen G. et al. Regular use of fish oil supplements and course of cardiovascular diseases: prospective cohort study //BMJ medicine. – 2024

изображение ресурса
Lvrach.ru | Профессиональный телеграм-канал для практикующих врачей
Подписаться

Календарь событий

Конгресс 15-17 июня
V Летний конгресс «Пластическая, реконструктивная хирургия и косметология»

Организатор: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ)

г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 47, Таврический дворец
Конференция 17 июня
2-я Научно-практическая конференция «Полиморбидные состояния в практике эндокринолога, диабетолога и терапевта»

Организатор: ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации

г. Москва, ул. Кожевническая, 4, отель «Гленвер Гарден»
изображение ресурса
Ag: Актуальная гинекология
Телеграм-канал для практикующих гинекологов
Подписаться
изображение ресурса
Сообщество в ВК
Подписаться

Мы используем cookie, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на использование cookie. Подробнее см. Политику обработки персональных данных