Повышение температуры приводит к ускоренному мутированию грибковых инфекций

Обычно патогенные грибы не представляют большой опасности для здоровых людей, однако нельзя исключить, что в будущем ситуация может измениться

Эпидемические процессы чаще всего связаны с бактериальными или вирусными патогенами. Значительно реже можно услышать о грибах как о высококонтагиозных и патогенных организмах. Обычно патогенные грибы (Candida, Aspergillus, Cryptococcus и другие) поражают пациентов с компрометированным иммунитетом и для здоровых людей не представляют большой опасности. Однако нельзя исключить, что в будущем ситуация может измениться.

Тема показалась интересной? Вся актуальная информация (и даже больше) – в нашем телеграм канале. Подписывайтесь!

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, изучали влияние повышенных температур на гриб вида Cryptococcus deneoformans. Согласно полученным данным, повышение температуры приводит к активации мобильных генетических элементов (транспозонов).

Подобные генетические элементы могут значительно изменять адаптационные возможности грибов и приводить к возникновению новых мутаций.

При этом для микозов не характерен классический путь передачи инфекций воздушно-капельным путем от человека к человеку через биологические жидкости, основной способ распространения грибов – споры, которые также легко могут перемещаться по воздуху и вдыхаться. В то же время размер спор значительно превышает размеры вирусных или бактериальных частиц, поэтому ношение масок эффективно предотвращает проникновение патогенных организмов.

В ходе экспериментальной работы ученые изучали ДНК-последовательности, в частности – 3 мобильных генетических элемента у грибов C. deneoformans. Повышение окружающей температуры приводило к увеличению числа мутаций. После 800 циклов роста в лабораторных средах частота мутаций в транспозонах увеличивалась в 5 раз при температуре в 37 градусов Цельсия в сравнении с темпами мутаций при 30 градусах.

Транспозоны были склонны к внедрению в кодирующую часть ДНК, что в теории может повлечь за собой изменение работы функциональных генов, теломер, а также к увеличению лекарственной резистентности.

В рамках отдельного эксперимента, в которых лабораторные мыши заражались грибами, было отмечено, что мобильные генетические элементы активировались с еще большей интенсивностью в условиях in vivo.

Таким образом, результаты исследования указывают на тот факт, что повышение температуры может приводить к ускоренным генетическим изменениям в грибковых инфекциях. Глобальное потепление также может повлиять на мутационную активность грибов и значительно осложнить эпидемиологическую обстановку, связанную с микозами.

Источник: Asiya Gusa et al. Genome-wide analysis of heat stress-stimulated transposon mobility in the human fungal pathogen Cryptococcus deneoformans // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2023