Почему прием некоторых антибиотиков приводит к нарушению слуха и как с этим можно бороться?

Результаты исследования продемонстрировали патофизиологические основы нарушения слуха на фоне приема аминогликозидов и возможные способы профилактики

Исследователи из Медицинского университета Индианы представили новое объяснение тому, почему некоторые антибиотики могут приводить к утрате слуховых функций, а также способы борьбы с этим побочным эффектом. Результаты опубликованы в журнале Developmental Cell.

Аминогликозиды (аминогликозидные аминоциклитолы) — группа природных и полусинтетических антибиотиков, которые используются в лечении тяжелых инфекций на протяжении почти 100 лет. Благодаря относительно низкой цене и высокой эффективности, аминогликозиды являются первой линией терапии, в особенности в развивающихся странах.

Известным побочным эффектом этого класса антибиотиков является негативное влияние на слух. Аминогликозиды могут приводить к гибели волосковых клеток (являющихся частью слухового анализатора во внутреннем ухе) у 20-47% пациентов, однако основы этого явления до сих пор не изучены. При этом ототоксические свойства медицинских препаратов являются ведущей причиной потери слуха.

Авторы исследования изучили биохимические и молекулярные механизмы, лежащие в основе потери слуха на фоне приема аминогликозидов (в частности, гентамицина). Они обнаружили, что эти антибиотики быстро связываются с белком RIPOR2, участвующим в процессе слуховой рецепции в волосковых клетках внутреннего уха.

В рамках лабораторного эксперимента ученые изучили животные модели, которые обладали нормальными слуховыми функциями при сниженной экспрессии RIPOR2. При этом использование аминогликозидов в таком случае не приводило к гибели волосковых клеток и потере слуха.

Далее авторы исследования обнаружили, что белок RIPOR2 участвует в процессах аутофагии. В следующей части эксперимента им удалось показать, что ингибирование ряда других белков, участвующих в аутофагии, не приводило к гибели волосковых клеток или нарушению слуха при использовании гентамицина.

Результаты данного исследования продемонстрировали патофизиологические основы нарушения слуха на фоне приема аминогликозидов, а также представили ряд возможных терапевтических мишеней для профилактики этого побочного эффекта.

Источник: Jinan Li, Chang Liu, Ulrich Müller, Bo Zhao. RIPOR2-mediated autophagy dysfunction is critical for aminoglycoside-induced hearing loss // Developmental Cell. 2022