Обнаружен ген, который двукратно увеличивает вероятность летального исхода при Covid

Ученые из Медицинского отделения Рэдклиффа (Radcliffe Department of Medicine) обнаружили ген, наличие которого ассоциировано с двукратным повышением риска дыхательной недостаточности при Covid-19. Работа опубликована в журнале Nature Genetics.

Полногеномный поиск ассоциаций необходим для обнаружения генов, которые осложняют течение коронавирусной инфекции. В предыдущих работах был идентифицирован участок ДНК на 3 хромосоме (3p21.31 гаплотип), который в 2 раза увеличивал риск смертельного исхода от коронавирусной инфекции у людей старше 65 лет. Однако до сих пор не было понятно ни как именно этот ген влияет на выживаемость, ни какие изменения в нем ответственны за эту связь.

Команда исследователей использовала алгоритмы искусственного интеллекта для анализа генетических изменений, которые могут влиять на работу легких.

Среди «подозреваемых» генов был отобран один – LZTFL1. Предполагается, что изменения в этом гене регулируют эпителиально-мезенхимальный переход в эпителиальных клетках дыхательных путей, что делает их менее «защищенными» от воздействия вируса SARS-CoV-2.

Исследователи надеются на возможность таргетного воздействия на это звено патогенеза – препараты, которые предотвращали бы развитие эпителиально-мезенхимальной трансформации.

По имеющимся оценкам, около 60% населения Южной Азии имеют соответствующие изменения в этом гене в сравнении с 15% в европейской популяции. Обнаруженный генетический фактор дает понимание того, почему определенные популяции в среднем чаще переносят коронавирусную инфекцию в тяжелой форме, а также определяет исследовательский вектор в разработке препаратов против Covid.

Источник: Downes, D.J., Cross, A.R., Hua, P. et al. Identification of LZTFL1 as a candidate effector gene at a COVID-19 risk locus. Nature Genetics 53. 2021.