У детей родителей, переживших аварию на Чернобыльской АЭС, не обнаружено повышенного числа мутаций в ДНК

Новая публикация из журнала Science может сильно изменить текущее восприятие таких детей как мутантов

На протяжении десятилетий формировался образ детей, рожденных от родителей, переживших радиационные аварии, – в первую очередь их характеризуют повышенным риском развития онкологических заболеваний, не говоря уже о массовой культуре, представляющей их "страшными мутантами". Новая публикация из журнала Science может сильно изменить подобное восприятие.

В работе были проанализированы гены детей и их родителей, которые были подвержены излучению от радиации во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году – по результатам исследования,  число de novo мутаций в ДНК у этих детей не превышает таковое в сравнении с детьми, рожденными от других родителей.

Это первое подобное исследование, в котором мутационные изменения у детей оцениваются на системном уровне. Помимо новых данных в понимании того, как радиация воздействует на тело человека, результаты исследования дают сведения о безопасности планирования семьи для других пострадавших от радиационных аварий, например, при аварии на АЭС Фукусима-1.

"Восприятие детей как мутантов, раздутая в различных произведениях научной фантастики, действительно представляет собой большую социальную проблему в Фукусиме", – рассказывает один из авторов статьи.

Хотя ионизирующая радиация действительно может наносить повреждения в ДНК и потенциально увеличивать риск развития онкологических заболеваний, насколько это справедливо для половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток) до сих пор остается неясным. Теоретически мутации в этих клетках могут передаваться из поколения в поколение и становится триггером для различных заболеваний.

Чтобы проверить эти предположения в реальных условиях, ученые провели полногеномное секвенирование генома 130 детей, рожденных от родителей, которые либо участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, либо были эвакуированы из близлежащих городов и поселений, а также геном самих родителей. Все дети были зачаты уже после аварии.

Хотя мутации могут скрываться в некоторых соматических клетках родителей, они все же не были обнаружены в сперматозоидах и яйцеклетках. Несмотря на высокий уровень радиации, которым были подвержены родители (кумулятивная экспозиция для половых клеток перед зачатием у отцов в среднем составляла 365 мГр (диапазон от 0 до 4080 мГр), у матерей – в среднем 19 мГр (диапазон от 0 до 550 мГр), ни в одной из этих групп не было обнаружено повышенного числа мутаций в ДНК. Такие же результаты были получены и у их детей.

Результаты исследования не преуменьшают огромную человеческую трагедию, вызванную аварией на ЧАЭС, однако дают определенную надежду на то, что повреждающий эффект радиации не повлияет на жизнь дальнейших поколений.

Источник: http://doi.org/10.1126/science.abg2365