Новый метод облегчает разработку препаратов на основе антител

Благодаря ему лечение рака и аутоиммунных заболеваний может стать более эффективным

Применение в терапии антител позволило изменить методы лечения рака и аутоиммунных заболеваний. Препараты на основе антител являются наиболее быстрорастущим классом лекарственных препаратов. Они высокоэффективны и имеют относительно мало побочных эффектов. Связываясь со специфической молекулой-мишенью, антитело может либо активировать иммунную систему, либо вызвать самоуничтожение клетки.

Большинство используемых лекарственных препаратов на основе антител разработано против заранее выбранной мишени. Этот подход ограничен имеющимися знаниями о раке и замедляет создание новых лекарств. Исследователи из Лундского университета в Швеции представили новый эффективный метод, основанный на «генетических ножницах» CRISPR-Cas9, который облегчает разработку новых препаратов на основе антител. Результаты опубликованы в журнале Nature Communications.

«Многие препараты на основе антител в настоящее время нацелены на одну и ту же молекулу, что ограничивает их применение. Антитела, нацеленные на новые мишени, могут предоставить доступ к эффективному лечению большему количеству пациентов», - сказала доктор Дженни Маттссон, ведущий автор исследования.

Новое направление, которое рассматривается фармацевтическими компаниями, - это поиск антител против раковых клеток, не ограниченных заранее определенной молекулой-мишенью. Проблема в том, что этот метод (так называемая «разработка фенотипических антител») требует, чтобы молекула-мишень была идентифицирована на более позднем этапе, что до сих пор было технически сложно и требовало много времени.

«Используя " ножницы" для генов CRISPR-Cas9, мы смогли быстро установить целевые молекулы для 38 из 39 тестируемых антител. Полученные результаты оказались очень точными и превзошли наши ожидания», - отметила доктор Маттссон.

Исследовательский проект является результатом сотрудничества Лундского университета, BioInvent International и Фонда стратегических исследований Швеции. Разработанный метод уже внедряется в практику  в компании BioInvent. Исследователи считают, что применение технологии «ножниц» для CRISPR-Cas9 может внести вклад в появление новых препаратов на основе антител в будущем.

doi.org/10.1038/s41467-021-21518-4