Разработан новый метод генетического анализа при синдроме Линча

Он позволит более точно оценить риск развития этого заболевания и необходимость в раннем скрининге

Колоректальный рак является одним из наиболее распространенных онкологических заболеваний. В то время как 90% случаев приходится на людей старше 50 лет, наблюдается некоторый рост заболеваемости среди молодых людей.

Семейный анамнез имеет важное значение среди факторов риска развития колоректального рака, и людям, родственники которых страдал указанным заболеванием,  особенно в молодом возрасте, рекомендуют проходить скрининг чаще или начинать его раньше, чем рекомендованный возраст - 45 лет. Одним из способов оценить наследственный риск развития колоректального рака являются генетические тесты для поиска определенных мутаций, однако они не всегда предоставляют полезную информацию.

В статье, опубликованной в журнале American Journal of Human Genetics, доктор Джейкоб Кицман и его коллеги из США описывают метод скрининга так называемых генетических вариантов неопределенного значения в надежды на выявление тех мутаций, которые могут повышать риск развития колоректального рака.

В работе исследовалось генетически обусловленное заболевание, называемое синдромом Линча, также известным как наследственный неполипозный колоректальный рак. Подобно BRCA1, гену, который связан с повышенным риском определенных видов рака молочной железы, за развитие синдрома Линча отвечает несколько хорошо известных генов. Однако, по словам доктора Китцмана,  при данном синдроме существует целый ряд возможных генетических вариантов, о которых мы практически ничего не знаем.

Поскольку большинство мутаций в человеческой популяции встречаются не так часто, бывает трудно определить, является ли какая-либо из них потенциально опасной, а изучение каждого варианта в лаборатории требует слишком много времени.
Используя метод, называемый глубоким сканированием мутаций, группа исследователей оценила влияние на клетки мутаций в гене MSH2, который связан с повышенным риском развития синдрома Линча. Важным достижением стал комплексный анализ мутаций, что позволило протестировать около 18 000 вариантов строения гена сразу.

С помощью технологии CRISPR-Cas исследователи удаляли нормальную копию гена MSH2 из клеток человека и заменяли ее различными мутантными вариантами.  Это привело к созданию совокупности клеток, каждая из которых несла уникальную мутацию MSH2.

Исследователи отметили, что применение нового метода позволит создать классификацию мутаций, наблюдающихся при синдроме Линча, и соответственно этой классификации оценивать риск развития заболевания,  а также необходимость в раннем скрининге.

По мнению доктора Китцмана, одна из новых областей в области генетики человека - это создание карт для многих различных генов, где обозначена их связь с клиническим вариантом течения заболевания.

doi.org/10.1016/j.ajhg.2020.12.003