Новые возможности лечения заболеваний крови и иммунной системы с помощью стволовых клеток

Ученые определили ген и белок, способные активировать самообновление гемопоэтических клеток

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили связь между определенным белком и способностью стволовых клеток к самообновлению. Работа опубликована в журнале Nature.

По данным публикации белок способен активировать самообновление стволовых клеток около 20 раз в лабораторных условиях. Стволовые клетки открывают новый терапевтический потенциал для лечения различных онкологических заболеваний, таких как лейкемия или наследственные заболевания крови.

Гемопоэтические клетки находятся в костном мозге, где происходит их дифференцировка в другие типы клеток крови. Трансплантаты костного мозга на протяжении десятилетий используются для лечения заболеваний крови или иммунной системы, хотя этот метод имеет свои ограничения – определение совместимости, иммунного статуса, расчет количества трансплантированных клеток может оказаться недостаточным.

В лабораторных условиях стволовые клетки крови теряют способность к самообновлению. Ученые неоднократно проводили анализ на предмет того, какие гены участвуют в этом "выключении" – была найдена корреляция между геном MLLT3 и способностью к самообновлению. Данные подтвердились при использовании вирусного вектора, когда в эксперименте ген был активирован и клетки получили возможность к самообновлению около 20 раз.

В предыдущих работах для стимуляции самообновления использовались только небольшие органические соединения, но их эффективность была сравнительно невысокой.

Немаловажно, что MLLT3 стимулировал клеточное самообновление на безопасном уровне – клетки не приобретали никаких злокачественных мутаций и не проявляли излишнюю пролиферативную активность.

Следующим шагом является определение конкретных элементов активации гена MLLT3 и как это можно применить в лабораторных условиях без использования вирусных векторов; в дальнейшем это позволит приступить к проведению клинических исследований.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41586-019-1790-2