Обнаружены потенциальные мишени для создания лекарств от бокового амиотрофического склероза и лобно-височной деменции

Эти тяжелые нейродегенеративные заболевания приводят к полной инвалидизации в среднем возрасте. Пока патогенез изучен недостаточно, и лечение носит лишь поддерживающий характер.

Боковой амиотрофический склероз (БАС) и лобно-височная деменция (ЛВД) являются тяжелыми инвалидизирующими нейродегенеративными заболеваниями, поражающими людей среднего возраста. За несколько лет у подавляющего большинства больных развиваются тяжелые неврологические нарушения, они утрачивают мобильность, становится зависимым от аппаратуры, поддерживающей жизнедеятельность.

Ученым до сих пор не удалось найти специфической терапии, способной замедлить их прогрессирование. Существующее на сегодняшний день лечение сводится лишь к облегчению страданий больного. Сложность в подборе терапии во многом объясняется тем, что патогенез этих болезней не до конца изучен.

Недавно в двух крупных научных журналах были опубликованы работы, рассказывающие о возможных терапевтических мишенях при БАС и ЛВД. Оба исследования выполнены группой ученых из отдела неврологии медицинской школы Массачусетского университета.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, авторы обсуждают механизмы программируемой клеточной гибели при этих нейродегенеративных заболеваниях. Мутацией, наиболее часто ассоциированной с БАС и ЛВД, являются повторы последовательности GGGGCC в гене C9ORF72. В результате их экспрессии образуется аномальное количество дипептида poly(GR). Он оказывает токсическое воздействие, механизм которого до настоящего времени оставался неясным.

На мышиных моделях ученым удалось выяснить, что накопление poly(GR) в клетке приводит к аномально высокому синтезу белка Ku80, который в норме участвует в восстановлении ДНК после повреждений. Авторы предполагают, что при увеличении концентрации Ku80 клетка распознается организмом как дефектная, что запускает процесс ее гибели. Одним из терапевтических путей для БАС/ЛВД, по их мнению, может стать препятствие гиперактивации Ku80.

Второе исследование, появившееся в журнале Nature, было посвящено оценке влияния дипептидов poly(GR) на функцию митохондрий. Оказалось, что белки poly(GR) присоединяются к пептиду митохондрий ATP5A1 – ключевому ферменту при синтезе АТФ. Присоединение poly(GR) способствует разрушению ATP5A1, из-за чего нарушается энергетический метаболизм клетки. Авторы предполагают, что терапия, направленная на усиление митохондриальной функции может компенсировать неблагоприятное действие дипептидов poly(GR) и продлить нормальное функционирование нервных клеток.

Следующим этапом работ американской группы ученых станет разработка специфической терапии, направленной на коррекцию обнаруженных патогенетических путей.