Обнаружен механизм развития болезни Альцгеймера при сахарном диабете

Ученые из США показали, как повышение концентрации глюкозы в крови связано с развитием нейродегенеративного заболевания, и какую роль играют особые переносчики глюкозы в тканях мозга.

Сахарный диабет, кровь, болезнь Альцгеймера, пожилой возраст
Изображение: UCSF

Исследователи из Национального института старения США (National Institute of Aging) предположили, как именно сахарный диабет может способствовать развитию болезни Альцгеймера. Они связали повышение концентрации глюкозы в головном мозге, вызванное нарушением ее обмена, с формированием характерных белковых бляшек в ткани мозга. Результаты работы были опубликованы в журнале «Alzheimer’s & Dementia».

Хотя связь между тяжестью сахарного диабета и болезнью Альцгеймера давно установлена, ее механизм был неясен. Как показало исследование, развитие болезни связано с особенностями обмена глюкозы в тканях головного мозга. В них глюкоза метаболизируется независимо от инсулина – белка, регулирующего концентрацию глюкозы во всех остальных органах и тканях. Глюкоза перемещается внутрь нервных клеток при помощи специфического белка-переносчика GLUT3, который и запускает ее метаболизм по пути гликолиза.

При сахарном диабете повышение концентрации глюкозы в крови сопровождается увеличением ее содержания в головном мозге. В свою очередь, это приводит к уменьшению числа молекул переносчика и снижением активности гликолиза. Как показали авторы, симптомы нейродегенеративного заболевания при этом оказываются более выраженными, а рост белковых бляшек ускоряется. Это позволяет с уверенностью говорить о том, что повышение концентрации глюкозы неблагоприятно влияет на прогрессирование нейродегенеративного заболевания.

Связь между сахарным диабетом и болезнью Альцгеймера, по-видимому, объясняется не только повышением концентрации глюкозы в крови. Известно, что возникновение болезни Альцгеймера связано с воспалением и оксидативным стрессом. Эти же факторы вовлечены в развитие и прогрессирование сахарного диабета. Скорее всего, два заболевания связаны сложным патогенетическим механизмом.

По словам Мадхава Тамбисетти (Madhav Thambisetty), корреспондирующего автора публикации, работа послужит основой для последующих исследований и может поспособствовать разработке новых терапевтических стратегий, основанных на метаболических факторах. Сегодня же мы можем говорить лишь о том, что «то, что плохо для сердца, плохо и для головного мозга». Главной задачей профилактики как сердечно-сосудистых заболеваний, так и болезни Альцгеймера должна оставаться коррекция неблагоприятных факторов риска, в том числе, сахарного диабета.