Лекарства от астмы могут помочь в борьбе с болезнью Паркинсона

Бета-адреномиметики снижают активность гена, ответственного за выработку патологического белка и гибель нейронов при паркинсонизме.

Бронхиальная астма, болезнь Паркинсона, адреномиметики
Изображение: LloydsPharmacy

Как показало крупное международное исследование, опубликованное 1-го сентября в журнале Science, использование β2-адреномиметиков у пациентов с болезнью Паркинсона может способствовать улучшению прогноза. К такому выводу ученые пришли, проанализировав более четырех миллионов историй болезни: среди них пациенты, регулярно принимавшие β2-адреномиметики, подвергались меньшему риску развития болезни Паркинсона, а принимавшие β2-адреноблокаторы – большему. Соединения этого класса, такие как альбутерол и метапротенерол, уже широко применяются для предотвращения приступов бронхиальной астмы.

В основе болезни Паркинсона лежит накопление в нейронах телец Леви – патологических образований, состоящих из белка альфа-синуклеина. Предположительно, протективный эффект β2-адреномиметиков вызывается влиянием на активность гена, отвечающего за синтез альфа-синуклеина.

Одной из особенностей работы стал проведенный в лабораторных условиях анализ влияния различных соединений на активность гена альфа-синуклеина. Для веществ, влияющих на активность β2-адренорецепторов, удалось выявить наличие такой связи.

«Мы подумали, что снижение производства альфа-синуклеина может быть наилучшим способом [профилактики прогрессирования болезни Паркинсона]», – прокомментировал выбранный подход невролог Клеменс Шерцер (Clemens Scherzer), один из авторов исследования. По его словам, другой вариант уменьшения содержания патологического белка в нейронах – непосредственное удаление альфа-синуклеина из клеток. Этой проблемой уже занимаются другие исследовательские группы.

Шерцер и другие авторы обратили особое внимание на то, что, хотя полученные результаты и убедительны, на их основании не следует выстраивать стратегию терапии. Наличие причино-следственной связи должно быть подтверждено клиническими исследованиями. Пациентам с болезнью Паркинсона, принимающим бета-блокаторы, рекомендуется придерживаться назначенной терапии. «Впрочем, – добавил Шерцер, – возможно, имеет смысл обсудить с лечащим врачом возможность перехода на другой класс препаратов».

Больше новостей и статей, посвященных болезни Паркинсона, в тематическом разделе нашего портала.