Огромное количество людей в мире живут с ХОБЛ, не зная об этом

Хроническая обструктивная болезнь легких – одно из наиболее распространенных пульмонологических заболеваний современности. О факторах риска развития и наиболее эффективных методах профилактики патологии – рассказывает профессор Михаил Харитонов




Сегодня одним из самых распространенных пульмонологических заболеваний является хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Согласно новейшему определению GOLD-20231, ХОБЛ представляет собой гетерогенное легочное заболевание, характеризующееся хроническими респираторными симптомами (диспноэ, кашель, отхождение мокроты, обострения) из-за поражения дыхательных путей (бронхит, брохиолит) и/или альвеол (эмфизема), которые вызывают персистирующее, часто прогрессирующее ограничение воздушного потока. ХОБЛ может поражать легкие и/или нарушить их нормальное развитие, рассказал заместитель главного пульмонолога МО РФ, профессор 1 кафедры (терапии усовершенствования врачей) военно-медицинской академии им С. М. Кирова, д.м.н., профессор Михаил Харитонов.

Согласно статистике, в 2019 году глобальная распространенность ХОБЛ среди людей в возрасте 30-79 лет насчитывала 10,3% – это 384 млн больных во всем мире2,3. В связи с тем, что статистика учитывает только тех пациентов, которые обратились к врачу, огромная часть людей с заболеванием остается в тени. Так, по данным American Lung Association4, в 2020 году в США было диагностировано около 12,5 млн случаев ХОБЛ, но еще миллионы людей могут иметь болезнь, даже не зная об этом. В рамках России эти цифры тоже огромны: 800-820 тыс. случаев ХОБЛ остаются неучтенными. По результатам популяционного эпидемиологического исследования GARD, распространенность ХОБЛ в регионах России составляет 15%, а у лиц, у которых были респираторные симптомы, эта цифра возрастает до 22%5. ХОБЛ является третьей по значимости причиной смерти во всем мире, став причиной 3,23 млн смертей в 2019 году6. Наравне с пневмонией, ХОБЛ лидирует в структуре смертности населения РФ от болезней органов дыхания7. Именно поэтому важно искать пути изменить текущую ситуацию, воздействуя на факторы риска и применяя самые передовые методы лечения данного заболевания, сообщил пульмонолог.

«Главным фактором, приводящим к ХОБЛ, является табакокурение и ингаляция токсических частиц и газов при загрязнении воздуха внутри помещений и на открытом воздухе8. Свой вклад вносят и другие факторы, касающиеся окружающей среды и организма, включая аномалию развития легких. Исследования показали, что хроническая обструктивная болезнь легких часто возникает на фоне коморбидностей: до 98% пациентов с ХОБЛ имеют по крайней мере одно сопутствующее хроническое заболевание. Например, у пожилых пациентов с ХОБЛ могут возникнуть такие гериатрические проблемы, как саркопения, остеопороз, мальнутриция, синдром обструктивного апноэ сна и возрастная мышечная атрофия9. В среднем, 25% всех больных ХОБЛ имеют как минимум 4 хронических заболевания, самыми распространенными из которых являются гиперлипидемия, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца (ИБС, ожирение, сахарный диабет и сердечная недостаточность10,11. Тяжесть течения ХОБЛ, коморбидность и неблагоприятный прогноз находятся в тесной взаимоусугубляющей взаимосвязи. Прежде всего, ХОБЛ является сердечно-сосудистым фактором риска – чем ниже ОФВ112 при данном заболевании, тем сильнее возрастает риск сердечно-сосудистой смертности и смерти от ИБС. Так, при снижении ОФВ1 до уровня ниже 60%, риск сердечно-сосудистой смертности возрастает в три раза», – сообщил Михаил Харитонов13.

При наличии коморбидных состояний, лечение ХОБЛ требует адекватного подхода с учетом безопасности каждого направления лечения. В соответствии с федеральными клиническими рекомендациями GOLD-202314, при работе с пациентами с сопутствующими сосудистыми заболеваниями и ХОБЛ, перед назначением основного лечения рекомендуется оценивать риск сердечно-сосудистых осложнений. При этом наличие коморбидных состояний не должно изменять подход к лечению ХОБЛ, а коморбидные состояния необходимо лечить так, как если бы не было ХОБЛ. В ходе такого лечения необходимо использовать препараты, которые являются безопасными как для сердечно-сосудистой системы, так и для течения ХОБЛ – только такой подход позволит улучшить прогноз и повысить качество жизни мультиморбидного пациента, добавил профессор.

Управление факторами риска и методы лечения ХОБЛ подразделяются на фармакологические и нефармакологические подходы. Фармакологические методы включают в себя бронходилататоры, комбинации ИГКС и длительнодействующих бронходилататоров (ДДБД), ингибиторы фосфодиэстеразы-4, теофиллин и вакцинацию против гриппа и пневмококка. Нефармакологический подход включает в себя такие методы, как отказ от курения, увеличение повседневной физической активности, легочная реабилитация, кислородотерапия, респираторная поддержка и, в крайнем случае, хирургическое лечение.

В связи с тем, что табакокурение является одной из основных причин ХОБЛ, первое, что должен сделать пациент с данным заболеванием – бросить курить. Прекращение курения является самым эффективным мероприятием, позволяющим снизить риск развития и прогрессирования ХОБЛ. Основной задачей врача в данном направлении является мотивация пациента на борьбу с побуждениями курить. Для этого врач должен определить природу этих побуждений, так как она может быть физической или психической, изучить основные триггеры курильщика и составить индивидуальный план их устранения.

«Отказ от курения – «золотой стандарт» для всех пациентов, однако не все способны его выполнить. Для тех пациентов, которые не отказываются от курения, снижение вреда для здоровья может быть достигнуто за счет перехода на продукцию с пониженным риском – электронные системы нагревания табака (ЭСНТ). Согласно исследованиям, переключение на бездымные продукты потенциально снижает риск причинения вреда здоровью курильщиков, по сравнению с теми, кто продолжает курить обычные сигареты. Благодаря нагреванию, а не горению табака, количество вредных веществ при использовании ЭСНТ снижено на 90-95%15,16. Кроме того, согласно итальянскому и японскому17 исследованиям, переход на продукцию с пониженным риском снижает количество обострений ХОБЛ», – пояснил профессор.

Кроме того, еще одним важным немедикаментозным методом лечения и профилактики ХОБЛ является физическая активность. Повышение физической активности снижает риск старческой саркопении более чем на 50%. В связи с тем, что отсутствие движения наиболее значимый предиктор смертности, врачи рекомендуют пациентам внедрять ходьбу и упражнения в повседневную жизнь в качестве постоянной привычки. В идеале, взрослые должны получать не менее 150 минут умеренной аэробной активности или 75 минут интенсивной аэробной активности или их комбинацию в течение недели и минимум два раза в неделю делать силовые упражнения для укрепления мышц.

Таким образом, оптимальная профилактика и лечение ХОБЛ требуют комплексного подхода. В первую очередь, пациенты должны отказаться от курения, благодаря чему риск обострений снижается на 22%. Легочная реабилитация и физическая активность помогает пациенту снизить смертность при условии раннего начала этих мероприятий на 42%. Осознанное применение фармакологических препаратов с учетом безопасности как для сердечно-сосудистой системы, так и для течения ХОБЛ уменьшает риск развития коморбидных состояний, а применение трехкомпонентной терапии снижает риск среднетяжелых и тяжелых обострений пациентов на 30%. Кроме того, вакцинация от пневмонии, гриппа и коронавирусной инфекции помогают пациентам избежать триггеров развития осложнений.


  1. https://goldcopd.org/2023-gold-report-2/
  2. Institute for Health Metrics and Evaluation. The Global Burden of Disease: Generating Evidence, Guiding Policy. Seattle, WA: IHME, 2015.
  3. Adeloye D., Chua S., Lee C., Basquill C., Papana A., Theodoratou E., Nair H., Gasevic D., Sridhar D., Campbell H, Chan K.Y., Sheikh A., Rudan I. Global Health Epidemiology Reference Group (GHERG). Global and regional estimates of COPD prevalence: Systematic review and meta-analysis. J Glob Health 2015;5(2):020415.
  4. https://www.dovepress.com/prevalence-and-risk-factors-of-chronic-obstructive-pulmonary-disease-i-peer-reviewed-fulltext-article-COPD
  5. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Antonov N.S., Galkin D.V., Manakov L.G., Antonini P., Murphy M., Solodovnikov A.G., Bousquet J., Pereira M.H. Demko I.V. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. Int J Chron Obstruct Pulmon Dis 2014;9:963-74
  6. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/chronic-obstructive-pulmonary-disease-(copd)
  7. Chuchalin A.G., Khaltaev N., Antonov N.S., Galkin D.V., Manakov L.G., Antonini P., Murphy M., Solodovnikov A.G., Bousquet J., Pereira M.H. Demko I.V. Chronic respiratory diseases and risk factors in 12 regions of the Russian Federation. Int J Chron Obstruct Pulmon Dis 2014;9:963-74
  8. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/chronic-obstructive-pulmonary-disease-(copd)
  9. http://www.jgerontology-geriatrics.com/article/view/298
  10. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25210449/
  11. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23392440/
  12. Объем форсированного выдоха
  13. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15947307/
  14. https://goldcopd.org/2023-gold-report-2/
  15. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17303297/
  16. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27720919/
  17. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28177498/

Актуальные проблемы

Специализации

Календарь событий:

Вход на сайт