Спящий Амур Караваджо болен?

Всем известная картина Караваджо, выставленная в Палаццо Питти во Флоренции, изображает мальчика неопределенного возраста, который лежит на своих крыльях с луком и стрелами.




Всем известная картина Караваджо, выставленная в Палаццо Питти во Флоренции, изображает мальчика неопределенного возраста, который лежит на своих крыльях с луком и стрелами. Крылья и лук позволяют предположить, что мальчик – Амур, однако то, как он изображен, заставляет засомневаться в этом, несмотря на столь явную атрибутику, – не столько потому, что купидоны обычно изображались привлекательными пухлыми румяными младенцами, пышущими здоровьем, а этот мальчик непривлекателен и спит в какой-то неестественной позе. А еще и тем, что ощущение от работы усиливается черным фоном: купидон, кажется, тонет в темноте, хотя должен приносить свет.

Было ли «зашифровано» какое-то сообщение Караваджо? И, в конце концов, чем болен мальчик?

В 1986 г. было выполнено рентгенологическое исследование, обнаружившее, что картина несколько раз переписывалась художником, который менял и положение левой руки, и контур левого крыла, да и фон был не черным: присутствовали различные парные предметы и животные, которые позднее были погружены в черный: до затемнения на картине были представлены символы взаимной любви (например, пара воркующих голубей). Так почему художник решил сосредоточиться на обнаженной фигуре маленького бога?

Веками ученые и искусствоведы предлагают различные теории, пытающиеся объяснить это изображение: от аллегории уродства эротической любви без духовной до «автопортретирования» болезненной и темной личности самого Караваджо.

Раз уж анамнез мальчика узнать невозможно, то давайте выполним хотя бы физикальный осмотр.

Кожа мальчика кажется желтушной, румянец носит явно «нездоровый» характер, губы и уши несколько цианотичны. Его голова наклонена над грудью под углом 45° (так спать неудобно). Грудная клетка деформирована, втянута, можно заподозрить «рахитические четки». Его живот непропорционально велик, суставы выглядят отечными (Караваджо использовал оттенки красного), а мышцы кажутся гипотрофичными. Еще у мальчика «шишка» на левом запястье.

В 1994 г. в журнале Lancet была опубликована статья С. Н. Espinel, а за ней статья D. A. Person [1, 2], в которых авторы диагностировали у Амура ревматоидный артрит, причем Person настаивал на болезни Стилла – ювенильном ревматоидном артрите с системными проявлениями.

Спящий Амур Караваджо
 
Справка

Эту картину Караваджо написал на Мальте, куда прибыл 14 июля 1607 г. и где провел около года. На ней ребенок глубоко спит. Во времена Караваджо сон считался символом целомудрия: скромный спящий купидон.

 

Итак, система доказательств Espinel и Person.

Отечность лица мальчика может говорить об артрите височно-нижнечелюстного сустава. Недоразвитая нижняя челюсть – микрогнатия. Левый локоть мальчика кажется увеличенным, его рука наклонена и неестественно отведена, что может говорить о контрактуре. Явно отечные «опухшие» второй, третий и четвертый пястно-фаланговые суставы говорят об артрите. Пальцы правой руки мальчика как будто сужаются к концу (возможно, брахидактилия). Шишка на левом запястье напоминает внешний вид синовиальной кисты. Его колени сильно увеличены, а вынужденное положение головы на колчане указывает на вовлечение шейного отдела позвоночника.

Авторы заявляют, что у мальчика бесспорный ювенильный ревматоидный артрит, хотя и проводят дифференциальный диагноз полиартрита, который может быть и при ревматизме, и при системной красной волчанке, и при серповидноклеточной анемии.

Действительно, при наличии контрактуры, мышечной атрофии и микрогнатии и в отсутствие стигм других заболеваний необходимо прежде всего подумать про ревматоидный артрит.

Ювенильный ревматоидный артрит может иметь серьезные системные проявления: цианотичный нос и губы купидона, а также втянутая грудь могут быть признаком сердечной недостаточности, опухшее лицо и веки – нефротического синдрома, раздутый живот с вывернутым пупком «намекает» на увеличение печени и селезенки, кстати, про поражение печени еще говорит и желтушность кожи. Нефротический синдром, естественно, связан со вторичным амилоидозом: автор указывает на непропорционально большие гениталии, несовместимые с размером тела: мошонка нередко отекает у таких больных. И, наконец, прогноз: на ухе есть какой-то кожный дефект с ободком, указывающий на язвенное поражение – системный некротизирующий васкулит, признак фатального осложнения ювенильного ревматоидного артрита, признанного таковым в середине 1990-х (далее стратегии в ревматологии немного изменились).

Espinel также предположил, что Караваджо рисовал мертвого ребенка – эта теория объясняет цвет кожи. Действительно, спящий Амур кажется безжизненным. Тем более что прогноз ювенильного ревматоидного артрита во времена Караваджо был пессимистичен.

Но как ни странно, в этих двух статьях никаких предположений о рахите или генетических нарушениях не рассматривалось, в то время как в 1600-х годах рахит был эндемичным заболеванием, и почти все дети страдали им.

Так, в 1995 г. в Lancet было опубликовано письмо-опровержение S. Frenk c cоавт. [3] с говорящим названием «Рахит, а не артрит у спящего ребенка Караваджо», убедительно доказывающее наличие именно рахита у купидона, т. к. все описанные признаки могут быть выявлены и при тяжелом рахите: рахитические четки с воронкообразной деформацией грудной клетки, шишка на кисти, а также деформация левой лодыжки соответствуют проявлениям рахитических метафизов. Форма головы говорит о типичной фронтальной деформации черепа, а большой живот с вывернутым пупком возникает вследствие гипотонии мышц брюшной стенки и также часто встречается при рахите, как и увеличение печени и селезенки. Согнутое правое бедро указывает на изменения осанки (для уменьшения боли).

Завершающее исследование докторов Pozzilli и Cappa [4] было опубликовано в 2017 г. Эти авторы решили провести опрос среди эндокринологов, практикующих в Италии, и спросили их, смогут ли они определить конкретное заболевание, предоставив заранее составленный список из предположительных диагнозов с их обоснованием: отечность лица и деформация носа у мальчика наводят на мысль про гипопитуитаризм. К симптомам, напоминающим задержку роста вследствие дефекта SHOX (ген низкорослости, содержащий гомеобокс – специфическую последовательность ДНК), можно отнести увеличение левого локтя, угол локтевого отклонения и плеча и явный отек второго, третьего и четвертого пястно-фаланговых суставов. Между тем шишка на левом запястье, деформация грудной клетки, большой живот и увеличенные колени могут говорить о запущенном рахите.

В общей сложности было опрошено 86 эндокринологов – 67 взрослых, 19 детских: 21 (24,4%) эндокринолог посчитал, что купидон страдал гипопитуитаризмом, 30 (34,9%) диагностировали рахит, 15 (17,4%) заподозрили SHOX-дефект, 16 (18,6%) не согласились с каким-либо из предложенных диагнозов, а 4 (4,6%) эндокринолога не смогли выявить какого-либо заболевания.

Кстати, педиатры-эндокринологи (которые видят в своей практике исключительно детей и подростков) диагностировали чаще рахит, тогда как большинство взрослых эндокринологов предполагали гипопитуитаризм.

Вместо заключения: «Добиться чистоты взгляда не сложно, это просто невозможно». Наш внутренний «объектив», лепестки диафрагмы которого состоят из профессионального и личного опыта, образования, вкуса, цветочувствительности и других составляющих, может сильно менять наш взгляд на мир и способ, которым мы анализируем реальность. 

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ. Автор статьи подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.

CONFLICT OF INTERESTS. Not declared.

Литература/References

  1. Espinel C. H. Caravaggio’s «Il Amore Dormiente» a sleeping cupid with juvenile rheumatoid arthritis // Lancet, 1994; 24-31, 344: 1750-1752.
  2. Person D. A. Systemic juvenile rheumatoid arthritis (Still’s disease) // Lancet 1995, 1: 346: 62.
  3. Frenk S., Faure-Fontenla M. A. Rachitis, not arthritis, in Caravaggio's sleeping child // Lancet. 1995 25; 345 (8952): 801.
  4. Pozzillli P., Cappa M. Sleeping cupid by Caravaggio: what diagnosis? // Endocrine Practice 2017, Vol. 23, No. 7, pp. 881-884.

Т. Кирсанова, нефролог

 

«Спящий Амур» Караваджо болен?/ Т. Кирсанова  34
Для цитирования: Кирсанова Т. «Спящий Амур» Караваджо болен? // Лечащий Врач. 2021; 6 (24): 34-35.
Теги: дети, картина Караваджо, рахит, ревматоидный артрит, гипопитуитаризм


Купить номер с этой статьей в pdf


Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт