Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей: особенности диагностики и терапии

По данным зарубежных исследователей, примерно 25% всех обращений к врачам составляют жалобы на патологию кожи [1]. Среди них у детей наиболее часто встречаются дерматиты: себорейный, контактный (пеленочный) и атопический.




По данным зарубежных исследователей, примерно 25% всех обращений к врачам составляют жалобы на патологию кожи [1]. Среди них у детей наиболее часто встречаются дерматиты: себорейный, контактный (пеленочный) и атопический. В последние годы ученые отмечают увеличение частоты этих кожных заболеваний в общей практике. Так, в Нидерландах за период 1987–2001 годы у детей в возрасте 0–17 лет врачи наиболее часто диагностировали грибковые (дерматофитозы), атопические, бактериальные (импетиго) и контактные дерматиты, которые составили 57% от всех случаев кожных заболеваний [2].

Себорейный дерматит. Возможным этиологическим фактором себорейного дерматита рассматривают гриб Malassezia furfur. Эти микроорганизмы обычно колонизируют здоровую кожу, однако им отводят важную роль также в этиологии и/или обострении фолликулита, себорейного и атопического дерматитов.

Различают две клинические формы болезни: себорейный дерматит грудных детей и себорейный дерматит взрослых.

Себорейным дерматитом страдают 10% мальчиков и 9,5% девочек; чаще — дети в возрасте первых 3 мес жизни, затем заболеваемость слегка снижается (к 2 годам она обычно проходит или сохраняется до 4-летнего возраста). У взрослых себорейный дерматит диагностируют в любом возрасте: сыпь представлена красными зудящими папулами, покрытыми чешуйками, на волосистой части она напоминает перхоть.

У младенцев, страдающих себорейным дерматитом, уже на 2–3-й неделе жизни на коже волосистой части головы (в меньшей степени лба, щек, в заушных складках) появляются скопления жирных, сальных чешуек (гнейс), а при поражении крупных складок кожи туловища и конечностей — пятнисто-папулезная сыпь, также покрытая чешуйками на периферии. Сыпь может локализоваться также в области наружного слухового прохода и грудины, на шее, в подмышечной и паховых областях. Зуд умеренный или отсутствует [3]. При локализации сыпи в пеленочной области возможно присоединение бактериальной инфекции, что иногда сильно затрудняет лечение. В отсутствие лечения сыпь может распространиться на другие участки туловища, приобретая генерализованный характер. На фоне себорейного дерматита или после его исчезновения у некоторых детей возникает другой дерматит — атопический, в этиопатогенезе которого (особенно тяжелой формы заболевания) также весьма существенную роль отводят Malassezia furfur.

Важными отличительными признаками себорейного дерматита является отсутствие зуда кожи, а также преимущественное поражение волосистой части головы и пеленочной области у детей, страдающих себорейным дерматитом. Для атопического дерматита характерна экссудация кожи, тогда как для себорейного — более раннее начало и отсутствие наследственной отягощенности атопией (табл. 1).

Лечение себорейного дерматита не представляет особых сложностей. Проявления заболевания в волосистой части головы у новорожденных (молочные корочки) могут самопроизвольно пройти к 6–8-й неделе жизни (или же таким детям достаточно назначить ежедневное мытье головы специальным шампунем с последующим нанесением минерального или оливкового масел). Также проводят очищение раздраженной кожи с участками гиперсебореи, особенно в проблемных зонах. С этой целью показано использование очищающего геля «Биодерма Сенсибио D. S.», «Cафорель», также рекомендован «Топикрем», гель-пенка для душа — для кожи, склонной к микозам, «Фридерм цинк» (при шелушении кожи головы).

После предварительного очищения кожу подсушивают и на проблемные места (у новорожденных и детей — кожа головы, лоб, ягодицы; у взрослых — крылья носа, брови, подбородок) наносят дерматологический крем (например, «Биодерма Сенсибио D. S.»).

Из дерматологических шампуней, специально разработанных для лечения себорейного дерматита у детей и взрослых, широко используют шампунь «Низорал», содержащий 2%-ный кетоконазол. Однако такое же клиническое улучшение при сравнительном исследовании отмечено при применении шампуня «Келюаль D. S.», который обладает фунгицидным, фунгистатическим, противовоспалительным и кераторегулирующим действиями благодаря содержанию в нем противогрибкового препарата неимидазолового ряда циклопироксоламина (D. Shuttleworth et al., 1998). Циклопироксоламин имеет высокий коэффициент фунгистатического дейст­вия (подавление пролиферации грибков Malassezia); кроме того, он обладает уникальным противовоспалительным действием, сравнимым даже с действием кортикостероида легкой активности (K. Gupta, 1998). В состав шампуня «Келюаль D. S.» входит также другой противогрибковый препарат — пиритион цинка 1%-ный, который обладает фунгистатическим и кераторедуцирующим действием. Сочетание двух противогрибковых активных компонентов оказывает синергичное действие по подавлению пролиферации грибков Malassezia, что выражается в высоком коэффициенте фунгистатического действия у шампуня «Келюаль D. S.», превосходящем, как показало исследование, ингибирующую активность кетоконазола. Дополнительно в состав шампуня «Келюаль D. S.» входит келюамид, оказывающий механическое дисперсионное действие, обеспечивающий быстрое устранение сквамов (кератолитический эффект).

При образовании себорейных корок на голове и выраженном шелушении кожи можно также использовать шампунь «Фридерм деготь», «Мустела Стелакер крем» (его наносят на себорейные корочки у детей, оставляют на ночь и затем смывают «Мустела Бебе Пенка-шампунем» для новорожденных).

Обычно лечебные шампуни применяют 2 раза в неделю, курс лечения составляет 6 нед.

Для детей старшего возраста и подростков могут быть полезны также другие нефармакологические подходы (например, ограничение использования спреев и гелей для волос, воздействия солнечных лучей).

При себорейном дерматите следует избегать применения топических кортикостероидов в качестве препаратов первой линии [4]. Недавно появилось сообщение о высокой терапевтической активности сочетанного применения противогрибкового шампуня (кетоконазол) и топического ингибитора кальциневрина такролимуса (в настоящее время в России этот ряд нестероидных противовоспалительных средств представлен только кремом Элидел (пимекролимус 1%)) [5].

В последние годы Malassezia furfur рассматривают не только как триггерный фактор атопического дерматита у детей и взрослых, но и как одну из причин тяжелого рецидивирующего течения заболевания, рефрактерного к традиционной терапии. Также эти микроорганизмы чаще выявляются при таком варианте атопического дерматита, когда кожный процесс локализован на голове, шее и в области грудной клетки (в англоязычной литературе так называемый head and neck dermatitis — «дерматит шеи и головы»).

Атопический дерматит. Spergel и Paller приводят следующие клинические критерии атопического дерматита [6].

Обязательные критерии:

  • зуд;
  • экзематозные изменения: хроническое или рецидивирующее течение; наиболее специфичные для данного возраста паттерны — вовлечение лица, шеи и разгибательных поверх­ностей конечностей у младенцев и детей; поражение сгибательных поверхностей, особенно у детей более старшего возраста и взрослых, менее выражено в паховых областях и подмышечных впадинах.

Важные особенности в пользу данного диагноза (встречаются не у всех пациентов):

  • начало заболевания в раннем возрасте;
  • ксероз;
  • атопия (IgE-реактивность).

Диагноз атопического дерматита может ставиться после исключения таких заболеваний, как чесотка, аллергический контактный дерматит, себорейный дерматит, псориаз и ихтиоз.

Как показывает практика, для атопического дерматита характерен клинический полиморфизм. Достаточно сказать, что в литературе описано более 26 отдельных мест локализации кожного процесса на участках тела и девять типичных признаков заболевания, главными из которых в сочетании с сухостью кожи являются три: зуд, эритема, папулы. Вместе с тем локализация кожных повреждений часто зависит от возраста. Так, в младенческом возрасте (возникновение заболевания до 2 лет) поражаются щеки, лицо, шея, наружная поверхность конечностей. В возрастном периоде от 2 до 10 лет высыпания обычно локализуются в локтевых и подколенных складках, на спине, задней поверхности шеи, боковых поверхностях туловища. Для подростков и взрослых характерно поражение лица (в основном периорбитально или по типу атопического хейлита), тыльных поверхностей кистей, в области локтевых и коленных сгибов. Зудящие папулы располагаются на фоне лихенизированной и сухой кожи, нередко с выраженным шелушением.

На сегодняшний день наиболее важной, патогенетически обоснованной и абсолютно необходимой для каждого пациента с атопическим дерматитом признается наружная терапия, которая включает правильный уход за кожей (очищение/увлажнение/смягчение) с последующим нанесением на нее противовоспалительных препаратов. По мнению американского проф. D. Leung, «увлажнение и смягчение кожи являются ключевым в терапии атопического дерматита» [7]. Причем из-за нарушения барьерной функции и сухости кожи увлажняющие/смягчающие средства следует использовать даже в те периоды заболевания, когда его симптомы отсутствуют [7, 8]. Такой подход основан на научных данных: в частности, у больных атопическим дерматитом в непораженных участках кожи находят те же воспалительные клетки, которые инфильтрируют очаги поражения; кроме того, ничем не отличаются проявления гиперреактивности кожи и ксероза в различных местах кожи [7, 8]. Из-за своей гиперреактивности атопическая кожа обладает способностью изменяться в зависимости от колебаний температуры воздуха, стрессовых ситуаций, после принятия определенной пищи или по другим неизвестным причинам. Состояние кожи меняется также после нанесения наружных лекарственных средств; иногда такие симптомы, как жжение, усиление зуда, гиперемии сами пациенты или врачи могут связать с применяемым наружным средством, что нередко влечет за собой отмену препарата. На самом деле причиной могут быть вышеперечисленные экзогенные факторы. В случае необходимости врач проводит пациенту тест на переносимость препарата. Описаны редкие случаи развития аллергического контактного дерматита даже на основные противовоспалительные средства терапии атопического дерматита (топические кортикостероиды или топические ингибиторы кальциневрина). Еще одна особенность атопической кожи в том, что ее сухость, сопровождаемая трансэпидермальной потерей воды, способствует повышению системной абсорбции наружных гормональных средств и, следовательно, их побочных действий [9].

Соответственно, эффективное воздействие на сухость и зуд кожи может способствовать повышению результатов терапии при атопическом дерматите. Однако повлиять на такие причины возникновения сухости кожи, как изменения в роговом слое, нарушения кератинизиации, состава баланса и количества внутриклеточных липидов, метаболизм трансэпидермальной воды, изменения рН кожи и т. п., невозможно простым нанесением на кожу увлажняющих и/или смягчающих средств. Это очень сложные физико-химические, биохимические и патофизиологические процессы, которые по-разному протекают при кожных заболеваниях. В последнее время сухую кожу при атопии ученые рассматривают с точки зрения единой патофизиологической концепции «atopy, dry skin and the environment» [10, 11]. С признанием важности такого подхода созданы дерматокосметические линии «А-Дерма», «Дарди Липо Лайн», а также новый уникальный эмолиент, с большим успехом использующийся при лечении атопического дерматита за рубежом — «MAS063D» (Atopiclair) [12, 13]. Так, по данным Abramovits et al., у 94% больных с легкой и средней степенью тяжести атопического дерматита полностью исчезла потребность в топических кортикостероидах уже через 50 дней после применения нестероидного гидролипидного крема «MAS063D» (Atopiclair) [13].

В уникальной линии средств «А-Дерма» («Эгзомега») использованы исключительные качества экстракта овса сорта Реальба: входящие в состав «Эгзомега» амилоза, амилопектин и β-гликаны, вступая в контакт с водой, образуют на поверхности эпидермиса увлажняющую и защитную пленку. Кроме того, они способствуют удержанию липидов, полифенолов и протеинов, образуя мицеллу-«резервуар», который высвобождает действующие вещества по мере необходимости и обеспечивает пролонгированное действие; протеины обладают противовоспалительным действием; фосфолипиды и гликолипиды питают и увлажняют кожу; полифенолы обладают антирадикальным и противовоспалительным действием; магний, железо, медь, цинк, марганец являются кофакторами протеинов. В состав средств «Эгзомега» также входят основные жирные кислоты омега-6 и витамин B3, что обеспечивает восстановление структуры и барьерной функции кожи.

Для ухода за кожей больных атопическим дерматитом широко используют также другие средства лечебно-косметической серии типа «Авен», «Мустела Стелатопия», «Урьяж», «Виши» и т.п.

Прежде чем использовать смягчающие/увлажняющие средства, пациенту с атопическим дерматитом следует соблюсти определенные условия ухода за кожей (очищение с применением специальных моющих средств гигиены, использование дехлорированной воды и т.п.). Увлажняющие/смягчающие средства наносят после предварительного очищения кожи с применением лечебных средств ухода за кожей — обычно той же линии лечебной косметики («Топикрем Бодижель», «БиоЭколией»; «Мустела Стелатопия», крем для мытья; «Эгзомега» — очищающее масло для душа для атопичной кожи и т.п.).

При упорно рецидивирующем течении, а также средней и тяжелой формах атопического дерматита больным показано использование средств лечебной косметики, имеющих в своем составе дополнительно противовоспалительные (например, альфабисаболол, аллантоин, декспантенол и т.п.) или противогрибковые вещества (например, «Топикрем» гель-пенка для кожи тела, склонной к микозам, в состав которого входит пироктон оламин 1%).

В частности, рекомендуется применение косметической линии «Топикрем» (табл. 2).

В состав лечебных средств линии «Дардиа Липо Лайн» включены природные гидрофильные вещества — лактат, мочевина и глицерин, а цетеарилэтил­гексаноат и смесь среднецепочечных триглицеридов поддерживают липидный баланс кожи. Сочетание этих компонентов приводит к достижению наилучшего результата при поддерживающей терапии аллергодерматозов, профилактическом уходе за кожей после применения топических кортикостероидов, химиотерапии и облучения, а также при ежедневном уходе за кожей. Водно-жировые и безводные формы продуктов этой линии идеально подходят для сухой и очень сухой кожи, легко впитываются и равномерно распределяются по коже (табл. 3).

Доказано, что эффективность увлажняющих/смягчающих средств зависит от дозы (их следует применять регулярно в достаточном количестве), рН кожи, а также от комплаентности больных [7, 8, 12, 13]. Особенно важно их применение перед нанесением на кожу противовоспалительных препаратов (топические кортикостероиды, топические ингибиторы кальциневрина). В литературе описаны даже случаи эквивалентной эффективности увлажняющих средств и топических кортикостероидов у пациентов с атопическим дерматитом. В целом гидратация кожи и увлажняющие средства значительно повышают эффективность комплексной терапии атопического дерматита и качество жизни таких больных. Кроме того, увлажняющие препараты оказывают своеобразный превентивный эффект еще до появления выраженных симптомов обострения заболевания и позволяют заметно сократить объем медикаментозной терапии. В то же время они не заменяют топические препараты, обладающие противовоспалительным действием.

Современная практика показывает, что значимость использования увлажняющих средств в терапии атопического дерматита существенно занижена во всем мире. Так, недавно проведенный опрос показал, что из 77% детей, страдающих атопическим дерматитом, которым специалисты назначили смягчающие мази, лишь 21% использовали их сразу после мытья [14].

Задача лечащего врача и медсестер — инструктировать пациентов с атопическим дерматитом и ухаживающих за ними лиц по регулярному очищению и гидратации кожи с последующим нанесением в случае необходимости противовоспалительного препарата.

Иногда у детей до года диагностика атопического дерматита представляет определенные трудности, особенно если кожные проявления локализуются в пеленочной области. Пеленочный дерматит практически всегда возникает в области ягодиц. Заболевание связывают с такими факторами, как незрелость защитных механизмов кожи ребенка, ее механическое по­вреждение (трение о подгузники) и химическое раздражение мочой и калом. В зависимости от степени тяжести клинические проявления пеленочного дерматита могут варьировать от незначительно выраженной эритемы кожи различной распространенности до появления папул, эрозий и инфильтратов в кожных складках. Тяжелая степень пеленочного дерматита характеризуется возникновением фликтен, затем эрозий и корочек на поверхности папул.

У некоторых детей, страдающих пеленочным или себорейным дерматитом, одновременно можно обнаружить также признаки атопического дерматита.

В лечении пеленочного дерматита обосновано применение лечебных средств гигиены («Бепантен», «Топикрем» ультраувлажняющая эмульсия, «Мустела Стелактив крем под подгузник» и т. п.), которые наносят лишь после предварительного очищения кожи специальными средствами гигиены. Важное значение придают воздушным ваннам. Необоснованным является назначение топических кортикостероидов в лечении пеленочного дерматита. Кроме того, назначая топический комбинированный препарат, врач должен быть уверен в его необходимости, т. е. правильно определить показания к его применению. Так, по данным американских исследователей, в случае наличия у ребенка пеленочного дерматита большинство врачей считало более целесообразным применение комбинированного препарата, состоящего из топического кортико­стероида сильного класса (Бетаметазона валерат) и антифунгицида (клотримазол), объясняя это тем, что основу пеленочного дерматита составляют кандидозный и воспалительный механизмы [15]. При этом врачи забывали о том, что данный топический кортикостероид противопоказан для применения у детей в возрасте до 12 лет. Более того, как показало другое исследование, каждый второй педиатр (56%) назначал подобный препарат детям в возрасте от 0 до 4 лет [16].

Международная группа экспертов по атопическому дерматиту (2006) напоминает о том, что у взрослых больных атопическим дерматитом может наблюдаться сочетание атопического, контактного и ирритативного дерматитов, а атопический дерматит с поражением кистей и стоп следует дифференцировать от псориаза ладоней и подошв и грибкового поражения кожи [8]. Необходимо помнить и о таких редких патологиях у детей, как генодерматоз — синдром Нефертона; у взрослых и детей — дефицит витаминов, злокачественные опухоли кожи. Так, грибовидный микоз по характеру поражения кожи и наличию интенсивного зуда может иметь сходство с распространенной формой атопического дерматита, однако грибовидный микоз появляется в юношеском и взрослом возрасте [7, 8].

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.


Д. Ш. Мачарадзе, доктор медицинских наук, профессор
РУДН, Москва






Приложения



  • Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей: особенности диагностики и терапии - Таблица 1
    Дифференциальная диагностика себорейного и атопического дерматитов у грудных детей

  • Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей: особенности диагностики и терапии - Таблица 2
    Программа линии «Топикрем» для лечения атопического дерматита у детей и взрослых

  • Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей: особенности диагностики и терапии - Таблица 3
    Характеристика лечебных средств линии «Дардиа Липо Лайн» для поддерживающей терапии кожных заболеваний, сопровождающихся ксерозом

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт