Запоры у детей раннего возраста

Запор (constipation, obstipacio — скопление) — нарушение функции кишечника, проявляющееся увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематическим недостаточным опорожнением кишечника. Запоры наблюдаются у 10




Запор (constipation, obstipacio — скопление) — нарушение функции кишечника, проявляющееся увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематическим недостаточным опорожнением кишечника.

Запоры наблюдаются у 10–25% детского населения, причем в 3 раза чаще у детей дошкольного возраста. В большинстве случаев у обратившихся по поводу запоров детей не выявляется органическая патология. Среди детей с тяжелой задержкой психомоторного развития запоры отмечаются более чем у половины пациентов. Большая часть больных детским церебральным параличом страдают запорами.

Частота стула зависит от возраста и характера питания ребенка. У новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, частота стула часто совпадает с числом кормлений. Постепенно кратность стула уменьшается, уплотняется консистенция кала, и к моменту введения прикорма (4–6 месяцев) дефекация осуществляется не менее 2 раз в сутки. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, стул может отмечаться 1 раз в сутки. У здоровых детей первого года жизни стул должен быть кашицеобразной консистенции, фрагментированный кал в этом возрасте является признаком запора.

О запоре у детей старше 3 лет говорят в том случае, если частота стула составляет менее 6 раз в неделю. Кроме того, под определение запора подпадают и те случаи, когда у ребенка отмечается болезненная дефекация плотным по консистенции калом, даже если частота стула соответствует возрастной норме.

О хроническом запоре у детей можно говорить в том случае, если имеется стойкое, продолжающееся более 3 месяцев урежение стула (менее чем 6 раз за неделю), сопровождающееся затруднением акта дефекации, чувством неполного опорожнения кишечника, изменением формы и характера каловых масс. Следует отметить, что даже при ежедневном стуле у ребенка натуживание, чувство неполного опорожнения, изменение характера кала («овечий», большой диаметр калового цилиндра) также свидетельствуют о хроническом запоре.

Затруднения передвижения кала по кишечнику у ребенка наблюдаются:

  • при ослаблении перистальтических и массосокращений;
  • усилении сегментирующих и антиперистальтических сокращений (при этом формируется фрагментированный, «овечий», кал);
  • гипер- и гипомоторной дискинезии кишечника, которая может быть изолированной или сочетаться с нарушениями дефекации и рецепторной чувствительности кишечника;
  • слабости внутрибрюшного давления.

В настоящее время обсуждается вопрос о взаимосвязи между концентрацией вазоинтестинального пептида, мотилина, субстанции Р, серотонина, гистамина, глюкагона в слизистой оболочке толстого кишечника и моторной функции кишечника. Гормоны желудочно-кишечного тракта взаимодействуют с клетками-мишенями, а также с нервными окончаниями и гладкомышечными клетками, расположенными в кишечной стенке.

Ряд исследователей отмечают важную роль в развитии запоров соединительно-тканной сети в гладкомышечных слоях. Нарушения непрерывности данных структур приводят к снижению частоты и силы сокращений стенки кишки с развитием мегаколона при отсутствии нарушений ее вегетативной иннервации.

Факторами риска развития запоров у детей раннего возраста являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • нерациональное питание кормящей женщины;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • мышечная гипотония;
  • рахит;
  • дефицит железа;
  • непереносимость белка коровьего молока;
  • недостаточный питьевой режим;
  • быстрый переход на искусственное вскармливание;
  • вскармливание детей молочной смесью с высоким содержанием железа;
  • быстрый переход с одной смеси на другую;
  • дисбиоз кишечника;
  • гипотиреоз

Причины возникновения запоров у детей раннего возраста разнообразны и могут встречаться у одного ребенка

в различных сочетаниях. Наиболее распространенной причиной запоров у детей раннего возраста являются функциональные нарушения моторно-эвакуаторной функции толстой и прямой кишки, в основе которых лежит дискоординация тонических и пропульсивных мышечных сокращений стенки кишечника. Особое внимание заслуживают психоэмоциональные и неврогенные нарушения, связанные с патологией центральной и вегетативной нервной системы, которые способствуют развитию дисфункции со стороны гуморальных систем, регулирующих моторику кишечника (кининовой, простагландиновой, энтериновой и др.). В формировании запоров у детей раннего возраста большое значение имеет постгипоксическое поражение центральной нервной системы, особенно протекающее с признаками внутричерепной гипертензии. Важна также морфофункциональная незрелость ребенка, обусловливающая поздний старт кишечных энзимов и несовершенство рецепторного аппарата.

Причиной развития запора может быть мышечная гипотония, которая развивается на фоне активного течения рахита, дефицита железа у ребенка. Запоры встречаются после перенесенной острой кишечной инфекции и на фоне кишечного дисбактериоза. Исследования последних лет показали, что дефицит карнитина может приводить к развитию запоров у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Недостаточное поступление с пищей короткоцепочечных жирных кислот может также вызывать дефицит энергии в клетках слизистой толстой кишки.

Существенную роль в развитии функциональных запоров у детей раннего возраста играет нарушение акта дефекации вследствие отсутствия своевременной выработки рефлекса на дефекацию. Подобные нарушения встречаются у детей, которым длительное время (до 3-4 лет) надевали подгузники. Нередко запоры развиваются у стеснительных детей в период адаптации к новым условиям (ясли, детский сад). Постоянное подавление рефлекса на дефекацию приводит к уплотнению каловых масс, травматизации слизистой прямой кишки, болезненности при дефекации, развитию реактивного ее воспаления (проктит, проктосигмоидит). В результате возникает «боязнь горшка», могут усугубляться невротические нарушения, происходит усиление запора.

Многие авторы выделяют так называемые ятрогенные запоры, возникающие на фоне длительного приема лекарственных препаратов (антациды, спазмолитики, противосудорожные препараты, диуретики, психотропные средства, антибиотики и др.), соблюдения механически и термически щадящих диет.

Причиной запоров являются аномалии развития толстой и прямой кишки — болезнь Гиршспрунга, долихосигма, свищевые формы атрезии ануса, врожденные стриктуры ануса и прямой кишки. В том случае, если при обследовании исключено органическое поражение кишечника и запор не является признаком другого заболевания или следствием приема лекарственных препаратов, говорят о функциональном запоре. У детей раннего возраста запоры, как правило, носят функциональный характер и обусловлены рядом факторов (рис. 1).

При диагностике запора у ребенка обращают внимание на цвет кожных покровов, тургор тканей, состояние языка, форму и размер живота ребенка. При пальпации кишечника отмечаются болезненность, участки «спазмированного» кишечника, при болезни Гиршспрунга можно прощупать «каловые камни» в месте проекции сигмовидной кишки. Обязательным у детей с запорами является осмотр аноректальной области, а также проведение ректального пальцевого исследования, при котором оценивается наличие кала в ампуле прямой кишки, ее диаметр, состояние внутреннего анального сфинктера.

Основной целью лечения запоров у детей является регуляция скорости транзита кала по кишечнику, а также консистенции кишечного содержимого. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то в первую очередь необходимо проанализировать характер питания кормящей женщины. Следует ограничить потребление продуктов, способствующих повышенному газообразованию (капуста, лук, помидоры, груши, виноград, бобовые, грибы, черный хлеб, а также острые, копченые, пряные продукты, соления, рис). Восстановление функции кишечника у матери способствует уменьшению запоров у ребенка.

Для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании, целесообразно использовать специальные лечебные смеси, содержащие пищевые волокна или лактулозу. Специализированные молочные смеси, рекомендуемые при запорах, можно разделить на 4 вида, в зависимости от представленного в них вида компонента.

  • Смеси с клейковиной бобов рожкового дерева («Фрисовом» — 0,6%).

Клейковина рожкового дерева относится к группе растворимых углеводов. Попадая в желудочно-кишечный тракт ребенка, она не расщепляется пищеварительными ферментами, что обеспечивает ее действие на протяжении всего желудочно-кишечного тракта. В толстом кишечнике полезная микрофлора заселяет пищевые волокна, и в процессе их жизнедеятельности образуются короткоцепочечные жирные кислоты, оказывающие мягкое осмотическое послабляющее действие и являющиеся также источником энергии для колоноцитов. Клейковина сорбирует воду, в связи с чем повышаются вязкость и объем кишечного содержимого, разрыхленный химус механически стимулирует перистальтику кишечника. Многочисленные клинические исследования показали высокую эффективность данной смеси.

  • Смесь, содержащая лактулозу, — «Сэмпер Бифидус». Данная формула обладает бифидогенным эффектом за счет содержания лактулозы (галакто-фруктозы). Лактулоза в неизмененном виде доходит до толстого кишечника, где, являясь специфическим субстратом для роста и развития бифидобактерий и лактобактерий, подкисляет среду в просвете кишечника. В результате повышается осмотическое давление, удерживается жидкость в просвете кишечника, благодаря чему достигается мягкий послабляющий эффект.
  • Смеси,обогащенные олигосахаридами («Нутрилон Омнео», «Нутрилон», «Мамекс плюс»). В отличие от других смесей, «Нутрилон Омнео», «Нутрилон» и «Мамекс плюс» обладают прообиотическим эффектом благодаря добавлению в их состав олигосахаридов. В смеси «Нутрилон Омнео» белок частично гидролизован, что обеспечивает более легкое его усвоение, устранение колик и запоров.
  • Смеси, содержащие пробиотики («Лактофидус», «НАН» кисломолочный, «Агуша-1» и «Агуша-2» кисломолочная). Многочисленные исследования показали, что смеси, содержащие пробиотик, способствуют нормализации рН кала, регулярности и консистенции стула.

Таким образом, использование лечебных смесей при запорах способствует образованию рыхлого пищевого химуса, повышает вязкость и объем каловых масс, стимулирует перистальтику, а также рост нормальной микрофлоры.

Очень важно при запорах обеспечить ребенку достаточный питьевой режим, что позволит добиться появления «мягкого» стула и безболезненной дефекации.

Введение в рацион ребенка пищевых волокон является важным компонентом лечения. Американская ассоциация диетологов рекомендует для детей раннего возраста употреблять в день до 5 г пищевых волокон. Избыточное содержание пищевых волокон в рационе ребенка может вызывать нарушения их переваривания и плохую абсорбцию некоторых нутриентов — кальция, железа, цинка и т. д.

Важным направлением в лечении детей с функциональными запорами является уменьшение газообразования и кишечных колик. С этой целью применяются препараты на основе симетикона (эспумизан, Саб Симплекс и др.), а также укропная вода, чай с фенхелем.

В ряде случаев эффективны средства, позволяющие механически эвакуировать кал, — газоотводная трубка, клизма, глицериновые свечи, массаж ануса. Однако вышеназванные приемы не должны использоваться ежедневно, они могут рассматриваться только как средство «скорой помощи».

У детей с признаками перинатального поражения ЦНС целесообразно проводить лечение совместно с детским неврологом (назначаются сосудистые препараты, ноотропы, витамины группы В).

Препаратом выбора при лечении запоров у детей раннего возраста является лактулоза — не всасывающийся и не переваривающийся в тонкой кишке синтетический дисахарид. В относительно неизмененной форме лактулоза попадает в толстую кишку, где служит основным источником энергии для кишечных бактерий, расщепляющих углеводы. Лактулоза обладает тропностью к лакто- и бифидобактериям. По данным клинических исследований, проведенных в России, терапия в течение 4 недель дюфалаком — препаратом, созданным на основе лактулозы, способствует ликвидации запоров. У большинства пациентов при этом отмечаются рост бифидо- и лактобактерий, а также снижение уровня дрожжеподобных грибов, лактозонегативных энтеробактерий, энтерококков.

При спастическом запоре у детей раннего возраста используются спазмолитики — не более 3–5 дней (риабал, но-шпа, папаверин), контактное тепло, теплые ванны, свечи с экстрактом красавки, папаверином, новокаином.

Ребенок с запорами требует наблюдения и проведения поддерживающей терапии на протяжении 6–24 месяцев. Выздоровевшим считается ребенок, у которого отмечается более 6 дефекаций в неделю, в остальных случаях лечение продолжают.

И. Н. Захарова, доктор медицинских наук, профессор
Н. Е. Малова, кандидат медицинских наук
РМАПО, Москва






Приложения



  • Запоры у детей раннего возраста - Рисунок. Фукциональные запоры у детей раннего возраста

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт