Приказ министра здравоохранения РФ № 463 «Об отраслевой программе 'Общая врачебная (семейная) практика'»

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика».




Семейный врач: состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Печатается с сокращениями. Начало см. в № 3’ 2000 c. 50

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика».

Приоритетами данной программы являются:

  • всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
  • профилактическая направленность;
  • обеспечение эффективного функционирования целостной, организационно и экономически гибкой системы оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
  • активное участие населения, медицинской общественности, всех органов власти в решении вопросов здравоохранения;
  • формирование врача новой формации, являющегося организатором, координатором лечебно-профилактической работы на участке обслуживания, который, в отличие от узкого специалиста, был бы ориентирован на пациента и его семью в целом;
  • повышение уровня квалификации и расширение спектра деятельности сестринского персонала.

Достижение приоритетов программы осуществляется:

  • разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих развитие первичной медико-санитарной помощи и укрепление организационно-правового статуса общей врачебной (семейной) практики;
  • использованием многообразия современных и экономически приемлемых организационных форм первичной медико-санитарной помощи и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение качества внебольничной помощи и удовлетворенность населения первичной медико-санитарной помощью; деформализацию профилактической деятельности; повышение доверия пациента к врачу первичной медико-санитарной помощи;
  • созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
  • информационным, материально-техническим и научно-методическим обеспечением внедрения общей врачебной (семейной) практики;
  • реформой первичного звена здравоохранения предполагается в виде последовательного, постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики с сохранением накопленного потенциала здравоохранения, максимальным использованием имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений.

Цель и задачи программы

Программа ставит целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики.

Достижение цели программы предполагает решение ряда задач:

  • совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для ускорения реализации реформы первичного звена здравоохранения, становления общей врачебной (семейной) практики;
  • развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общей врачебной практики;
  • создание и апробация системы информационного обеспечения внедрения общей врачебной (семейной) практики;
  • реализация механизмов использования потенциала врача общей практики (семейного врача) и сестринского персонала, повышения доступности, эффективности и качества медицинской помощи;
  • внедрение (с использованием накопленного опыта) рациональных форм и методов организации первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионах социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения.

Основные направления реализации программы

1. Нормативно-правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики. Предусматривается совершенствование правовых основ организации первичной медико-санитарной помощи на принципах общей врачебной (семейной) практики с системным подходом в разработке предложений к решению первоочередных проблем ее нормативно-правового обеспечения. Предполагается подготовка пакета нормативно-правовых, распорядительных и методических документов, регламентирующих деятельность сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений с учетом изменяющихся социально-экономических условий и концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Наряду с гарантиями государства по осуществлению прав граждан на получение, а также предоставление доступной для каждого и бесплатной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики при одновременном существовании платных медицинских услуг требуется также нормативно установить место общей врачебной (семейной) практики в системе здравоохранения и основы взаимоотношений с другими службами и службами социальной защиты, страхования; права и обязанности субъектов общей врачебной (семейной) практики; правовой, социальный статус и гарантии социальной защищенности всех субъектов общей врачебной (семейной) практики; участие санитарно-эпидемиологических и других служб в решении проблем гигиены, оздоровления окружающей природной среды и борьбы с инфекционными заболеваниями в рамках общей врачебной (семейной) практики.

Предусматривается разработка документов, определяющих организационную структуру общей врачебной (семейной) практики, ее форм (одиночной и групповой, обособленной и действующей в амбулаторно-поликлиническом учреждении в сельской местности и в городах разного типа), а также объемы и характер предоставляемой населению помощи, включая проведение профилактических работ, осуществление диспансеризации и т. п.

Требуется разработать стандарты качества оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики и порядок их введения в действие; характер подготовки, условия повышения квалификации медицинских и социальных работников общей врачебной (семейной) практики; условия и порядок сертификации и лицензирования одиночной и групповой общей врачебной (семейной) практики; принципы диагностики потребностей и удовлетворения спроса в кадрах; методы обеспечения и контроля качества и условий оказания медико-санитарной помощи; типовой контракт врача общей практики (семейного врача) и др.

2. Развитие организационных основ общей врачебной (семейной) практики. Исходя из роли общей врачебной (семейной) практики в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей программой в целях оптимизации всей системы организационно-технологического обеспечения общей врачебной (семейной) практики, а также других лечебно-профилактических учреждений страны предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием накопленного в регионах России и международных программах опыта внедрения общей врачебной (семейной) практики, в частности:

  • обоснование медико-организационных основ реорганизации внебольничной помощи населению на основе прогрессивных моделей развития с учетом реструктуризации стационарной помощи;
  • разработка методов комплексного структурного анализа предоставляемой населению медицинской помощи и ресурсного обеспечения системы здравоохранения на территории;
  • разработка и апробация системы обеспечения качества и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи на базовых территориях;
  • разработка моделей системы первичной медико-санитарной помощи населению с учетом поэтапного перехода к общей врачебной (семейной) практике и реструктуризации стационарной помощи.

Предполагается, что выполнение программных мероприятий придаст импульс органам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации в деятельности по формированию и укреплению общей врачебной (семейной) практики; расширению функций преобразуемых поликлиник, а также мониторингу результативности их деятельности.

3. Развитие системы профессиональной подготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики. Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки преподавателей и специалистов в области общей врачебной (семейной) практики (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и спектра предоставляемых медицинских услуг.

Предполагается разработка психолого-педагогических основ изучения семьи как объекта общей врачебной (семейной) практики: формирование системы профессиональной подготовки врачебного, сестринского персонала, работников социальной службы применительно к общей врачебной (семейной) практике.

Планируется:

  • развитие основ и методов профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики с учетом потребностей первичной медико-санитарной помощи для совершенствования образовательных программ и внедрения новых технологий;
  • разработка методических походов и системы подготовки преподавательского состава по общей врачебной (семейной) практике и их реализация;
  • разработка и формирование системы профессиональной подготовки сестринского персонала (в том числе с высшим образованием) для общей врачебной (семейной) практики;
  • разработка системы образовательных стандартов для до- и последипломной подготовки специалистов в области общей врачебной (семейной) практики;
  • совершенствование учебных и учебно-методических материалов по общей врачебной (семейной) практике для образовательного процесса и использования в практической деятельности;
  • разработка и апробация системы (программы, процедуры и т. п.) аттестации, сертификации и лицензирования врачей общей практики (семейных врачей) и сестринского персонала;
  • разработка организационных моделей по созданию учебных и научно-практических центров по общей врачебной (семейной) практике.

Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами в принятии управленческих решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании кадровой политики, включая использование социальных работников в общей врачебной (семейной) практике, внедрение инноваций в проведении аттестации врачей общей практики (семейных врачей) и т. д.

4. Нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения амбулаторно-поликлинических учреждений нового типа. Для снижения затрат при переходе на систему первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (СВ) Программой предусматривается максимальное использование имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений и лишь при необходимости и возможности — развертывание новых мощностей. В то же время введение общей врачебной (семейной) практики, изменение медико-технологических процессов и расширение функций и роли существующих амбулаторно-поликлинических учреждений потребуют развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, амбулаторий) врача общей практики (СВ). В связи с этим необходима разработка нормативно-технической базы, проектно-конструкторской документации на развертывание, размещение кабинетов, амбулаторий врача общей практики (семейного врача) в соответствии с современными требованиями.

Программой предусматривается на основе проведения научных и научно-проектных работ создание пособий по проектированию современных, новых и реконструируемых территориальных поликлиник и по проектированию медицинских офисов для работы врача общей практики (СВ) с вариантами проектных решений для разных градостроительных ситуаций, а также разработка нормалей основных планировочных элементов медицинских офисов и инновационных поликлиник.

5. Информационное обеспечение и управление программой. Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам общей врачебной (семейной) практики, ее организационно-методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации).

Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения общей врачебной (семейной) практики и создание типового АРМа (в целом и в виде блоков) врача общей практики (СВ).

Планируется создание на одной из базовых территорий опытно-экспериментального полигона по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий и установление телекоммуникационных связей между врачом общей практики (СВ) и клиническими центрами, другими учреждениями здравоохранения для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний врача общей практики (СВ).

6. Научное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики. Предусматривается формирование научно-методических основ комплексного решения проблем внедрения общей врачебной (семейной) практики, проведение научных исследований, в том числе:

  • разработка методических материалов для врача общей практики (СВ) и сестринского персонала общей врачебной (семейной) практики по осуществлению профессиональной деятельности в зависимости от типа, фаз развития и особенностей обслуживаемых ими семей;
  • разработка системы мониторинга за развитием общей врачебной (семейной) практики в субъектах Российской Федерации; ее апробация на базовых территориях для научного сопровождения реализации реформы первичного звена здравоохранения;
  • формирование принципиальной схемы реструктуризации системы медицинского обслуживания населения территории применительно к особенностям территории;
  • разработка и апробация методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности перехода амбулаторно-поликлинического звена системы здравоохранения территории на систему общей врачебной (семейной) практики;
  • разработка методических материалов по оптимизации предоставления гарантированных государством объемов медицинской помощи населению;
  • совершенствование методик расчета стоимости медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях системы Минздрава России.

В процессе научного сопровождения реализации Программы будут продолжены изучение и тиражирование опыта внедрения научных разработок по становлению общей врачебной (семейной) практики в регионах путем проведения научно-практических конференций, распространения апробированных перспективных методических подходов, а также посредством освещения в тематических и других изданиях закономерностей развития общей врачебной (семейной) практики.

Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется в основном за счет средств текущего бюджетного финансирования (средств федерального бюджета), внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Механизм реализации программы, организация управления и контроль за исполнением программы

Отраслевая программа «Общая врачебная (семейная) практика» на 2000-2001 годы будет осуществляться в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

Для реализации программы «Общая врачебная (семейная) практика» по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Координацию работ по реализации отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика» на 2000-2001 годы осуществляет Заказчик — Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет рабочая группа, созданная Министерством здравоохранения Российской Федерации из числа руководителей его структурных подразделений и территориальных органов управления здравоохранением, научных организаций и учреждений здравоохранения, являющихся исполнителями мероприятий Программы.

Заказчик при необходимости обращается в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении предприятиям, организациям и учреждениям, участвующим в реализации Программы, целевых дотаций или субсидий.



Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт