Моногамия как форма отношений или брака, при которой партнеры выбираются на всю жизнь, сыграла важную роль в эволюции не только человека, но и многих других животных. Это поспособствовало развитию кооперативных общественных отношений. Но является ли моногамия чертой, исторически естественной для вида Homo sapiens?
В журнале Proceedings of the Royal Society B была опубликована любопытная работа, в которой изучалась моногамия у человека в сравнительном контексте с другими животными (млекопитающими).
Чтобы изучить этот вопрос, авторы исследования, эволюционные антропологи, использовали метод оценки родственных связей между сиблингами. Наличие в семье «полноценных» сиблингов (оба общих родителя у детей) расценивалось как признак моногамии, а наличие «частичных» сиблингов (один общий родитель у детей) – как признак полигамии. Это позволяет оценить репродуктивную моногамию, направленную непосредственно на рождение детей, но не сексуальную активность.
Ученые разделили различные виды животных на социально-моногамных и на немоногамных по результатам наблюдения за их поведением в естественной среде. Было показано, что социально-моногамные животные характеризуются около 70% частотой «полноценных» сиблингов, а полигамные животные – только около 10%.
Согласно полученным данным, ближайшие эволюционные родственники человека, высшие приматы, демонстрировали достаточно полигамное поведение – показатели частоты полных сиблингов у шимпанзе составили 4,1%, у горилл – 6,2%.
В ряде работ сообщалось о том, что большинство доиндустриальных человеческих сообществ характеризовались полигамией. Таким образом, можно предположить, что моногамия человека – это культурное приобретение, выработанное в ходе развития социальных отношений, а не биологическая норма.
Однако результаты актуального исследования сообщают об обратном. Информация, полученная из 103 различных популяций, с учетом археологических и этнографических данных и анализа «древней» ДНК, показали, что вне зависимости от времени, показатели частоты полных сиблингов у человека были около 70%. На уровне с другими традиционно моногамными млекопитающими, такими как белорукие гиббоны или речные бобры.
Касательно других животных (млекопитающих) – более 90% из них являются полигамными. При этом моногамные животные чаще всего живут только парами, а полигамные – более крупными сообществами. Исключение: патагонские мары – грызуны из семейства свинковых, проживающие на территории Аргентины, – живут крупными сообществами, состоящими из моногамных пар.
Таким образом, несмотря на противоречивые данные, полученные из предыдущих работ, а также высокую вариабельность человеческих популяций в контексте традиций, культуры и истории, люди расцениваются как репродуктивно моногамные животные.








