Социальные медиа уже давно являются крайне важной частью подростков. Ряд проведенных ранее исследований указывали на отрицательную связь между общим экранным временем и результатам тестирования когнитивных функций у детей (в возрасте 9-11 лет).
В новой работе изучалась связь между количеством экранного времени и результатами тестирования когнитивных функций у подростков (9-13 лет) в течение 2 лет. Всего были проанализированы данные 6554 подростков (51,1% мужчин и 48,9% женщин).
Были определены 3 вида траекторий использования социальных медиа к возрасту 13 лет: очень малый прирост или отсутствие такового (57,6%, +0,3 ч в день), малый прирост (36,6%, +1,3 ч в день) и высокий прирост (5,8%, +3,0 ч в день). Группы с малым и высоким приростом сравнивались с контрольной (первой группой), где отмечался очень малый прирост или отсутствие такового.
Согласно полученным данным, малый прирост экранного времени был ассоциирован с более низкими показателями в тестах на когнитивных функции: тест устного чтения (-1,39), тест на память по последовательности изображений (-2,03), тест рецептивного языка (-2,09) и общие показатели (-0,85). Высокий прирост экранного времени сопровождался еще более выраженным снижением результатов: -1,68, -4,51, -3,85 и -1,76 соответственно.
Таким образом, увеличение активности подростков в социальных медиа, которое измерялось при помощи оценки количества экранного времени, продемонстрировало связь с ухудшением когнитивных функций. Более значительное увеличение экранного времени было связано с более выраженным ухудшением.
Представленная динамика носит статистически достоверный характер, но относительно небольшой с точки зрения референсных значений по стандартным отклонениям. Вероятно, она связана с соответствующим уменьшением количества времени, проводимым за более образовательной деятельностью.
Полученные данные могут послужить основой для более строгих рекомендаций по ограничению использования социальных медиа у детей и подростков.








