Медицинский научно-практический портал
ISSN 2687-1181 (Online) ISSN 1560-5175 (Print)

Кетогенная диета и ее влияние на мозг

Новый способ снизить риск болезни Альцгеймера - рацион с высоким содержанием жиров и дефицитом углеводов

Исследователи из Университета Миссури решили выяснить, способна ли диета снизить риск развития болезни Альцгеймера у носителей этого аллеля? Результаты исследования опубликованы в Journal of Neurochemistry.

Исследование проводилось на молодых мышах: часть из них имели ген APOE4, остальные – APOE3 (контрольная группа с нейтральным риском). Самцы и самки с обоими генотипами получали пищу в рамках обычной диеты либо кетогенной на протяжении 16 недель.

Аллель аполипопротеина E4 (APOE4) — наиболее значимый генетический фактор риска развития болезни Альцгеймера (БА) с поздним началом, который вызывает ранние нарушения мозгового метаболизма и изменения в микробиоме кишечника.

Исследователи выяснили, что:

  • Кетогенная диета способствовала росту популяции полезных видов бактерий (таких как Lactobacillus johnsonii и Lactobacillus reuteri), а также уменьшала количество патогенных.
  • Эти изменения в микробиоме сопровождались улучшением метаболических показателей мозга (функционирование митохондрий, баланс нейромедиаторов, окислительно-восстановительный гомеостаз и липидный обмен).
  • Между Lactobacillus и B. intestinalis обнаружена обратная корреляция с уровнями ключевых метаболитов в мозге, что указывает на их роль как модуляторов, так и биомаркеров здоровья мозга.
  • Самки с APOE4 продемонстрировали лучшие показатели, включая восстановление разнообразия микробиома и нормализацию уровней метаболитов мозга.
  • В отличие от них, у мышей с APOE3, несмотря на изменения в микробиоме, метаболические реакции мозга были ограничены.

Авторы исследования пришли к следующему выводу: при употреблении углеводов мозг преобразует глюкозу в "топливо", но у людей с геном APOE4, особенно у женщин, этот процесс затруднен, что может привести к ухудшению когнитивных функций в будущем.

Также кетогенная диета способствует выработке кетонов — альтернативных источников "топлива", что, в свою очередь, может снизить вероятность развития болезни Альцгеймера.

Источник: Kira Ivanich et al. Ketogenic Diet Modulates Gut Microbiota–Brain Metabolite Axis in a Sex- and Genotype-Specific Manner in APOE4 Mice. Journal of Neurochemistry, 2025.

 

MindCraft | Психиатрия и неврология - Telegram-канал для неврологов и психиатров

изображение ресурса
Lvrach.ru | Профессиональный телеграм-канал для практикующих врачей
Подписаться

Календарь событий

Конгресс 15-17 июня
V Летний конгресс «Пластическая, реконструктивная хирургия и косметология»

Организатор: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ)

г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 47, Таврический дворец
Конференция 17 июня
2-я Научно-практическая конференция «Полиморбидные состояния в практике эндокринолога, диабетолога и терапевта»

Организатор: ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации

г. Москва, ул. Кожевническая, 4, отель «Гленвер Гарден»
изображение ресурса
Ag: Актуальная гинекология
Телеграм-канал для практикующих гинекологов
Подписаться
изображение ресурса
Сообщество в ВК
Подписаться

Мы используем cookie, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на использование cookie. Подробнее см. Политику обработки персональных данных