Медицинский научно-практический портал
ISSN 2687-1181 (Online) ISSN 1560-5175 (Print)

Гемовое железо может способствовать повышению риска развития сахарного диабета 2 типа

Гемовое железо (из животных продуктов), в отличие от негемового (из растительных продуктов), связано с диабетическим риском

Железо в продуктах питания представлено в виде гемового и негемового железа. Первый тип (гемовый) чаще содержится в красном мясе и других продуктах животного происхождения, в то время как негемовое железо обычно содержится в продуктах растительного происхождения. Согласно результатам исследования из Гарвардского университета, прием большого количества гемового железа ассоциирован с повышением риска развития сахарного диабета 2 типа (СД2) в сравнении с приемом продуктов, содержащих негемовое железо.

Связь между потреблением гемового железа и развитием СД2 уже исследовалась в предыдущих научных работах. Такие исследования в основном базировались на эпидемиологических данных. Результаты новой работы включают в себя не только такой типа данных, но также анализ ряда метаболических биомаркеров и технологий метаболомики. Такой всесторонний подход позволяет более достоверно изучить наблюдаемую связь. Результаты исследования опубликованы в Nature Metabolism.

В работе изучались отчеты о режиме и типах питания более 200 тыс. пациентов за 36 лет наблюдения из баз данных Nurses' Health Studies I и II, а также Health Professionals Follow-up Study. Участники исследования потребляли железо в различных формах: в виде гемового и негемового железа, из общего рациона и из специальных добавок. У более чем 37 тыс. пациентов также были проанализированы метаболические биомаркеры, связанные с инсулином, железом, глюкозой и липидами крови, а также маркерами воспаления.

Согласно полученным данным, потребление большого количества гемового железа было ассоциировано с развитием СД2: у пациентов, получавших наиболее количество гемового железа, риск развития СД2 был на 26% выше в сравнении с теми, кто получал его в наименьшем количестве. В то же время такая связь не была обнаружена для негемового железа.

На основании метаболической части исследования было показано, что именно гемовое железо отвечает за более чем половину риска развития СД2 на фоне потребления красного мяса. Это отражалось в том числе на повышении уровня таких биомаркеров как С-пептид, триглицериды, С-реактивный белок, лептин и маркеры перегрузки железом, а также на снижении уровня ЛПВП и адипонектина.

Результаты исследования могут привнести важные изменения в рекомендации по режиму питания и диетам для людей, намеренных предотвратить развитие сахарного диабета.

 

Источник: Fenglei Wang et al. Integration of epidemiological and blood biomarker analysis links haem iron intake to increased type 2 diabetes risk // Nature Metabolism, 2024

изображение ресурса
Lvrach.ru | Профессиональный телеграм-канал для практикующих врачей
Подписаться

Календарь событий

Конгресс 15-17 июня
V Летний конгресс «Пластическая, реконструктивная хирургия и косметология»

Организатор: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ)

г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 47, Таврический дворец
Конференция 17 июня
2-я Научно-практическая конференция «Полиморбидные состояния в практике эндокринолога, диабетолога и терапевта»

Организатор: ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации

г. Москва, ул. Кожевническая, 4, отель «Гленвер Гарден»
изображение ресурса
Ag: Актуальная гинекология
Телеграм-канал для практикующих гинекологов
Подписаться
изображение ресурса
Сообщество в ВК
Подписаться

Мы используем cookie, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас. Оставаясь на сайте, вы даете свое согласие на использование cookie. Подробнее см. Политику обработки персональных данных