Как изменилось нейрокогнитивное развитие у детей, родившихся в пандемию COVID-19?

В поисках ответа на этот вопрос был проведен систематический обзор с мета-анализом


Команда учёных из США и Ирана изучила влияние пандемии COVID-19 на нейрокогнитивное развитие у детей. Они провели систематический обзор с мета-анализом восьми исследований, в которых проводился скрининг развития нервной системы детей при помощи специального опросника для родителей (Ages and Stages Questionnaires, 3 изд.).

Суммарно в ходе текущего исследования было проведено сравнение данных более 21 тысячи детей, родившихся в период пандемии (с января 2020 по январь 2021), с данными детей, родившихся до пандемии (2015-2019).

"Лечащий врач" осваивает новые пространства и форматы. Вся актуальная информация (и даже больше) – в нашем телеграм канале. Подписывайтесь!

Результаты исследования показали, что значимой разницы в риске нарушения развития нервной системы между двумя группами исследования нет (оценивались крупная и мелкая моторика, личностно-социальное функционирование и способности по решения проблем). В то же время анализ показал, что дети, родившиеся в период пандемии, в 1.7 раз чаще демонстрируют нарушения коммуникативных навыков.

Авторы исследования связывают нарушение навыков коммуникации с изменением практики взаимоотношения детей с их родителями. Период пандемии COVID-19 повлек за собой высокий уровень стресса, что могло негативно повлиять на эмоциональную связь родителей с их детьми. Помимо стресса, родители с детьми чаще оставались изолированы дома в условиях локдауна, что ограничивало их возможности для коммуникации, так как они не получали социального опыта извне (например, встречи с коллегами по работе, друзьями или посещение детского сада).

Автор исследования, Вивиана М. Фахардо Мартинез (MD, with neonatal/perinatal medicine at University of California, Los Angeles) высказалась по поводу данного исследования для Medscape: "В клинической практике родители действительно стали чаще быть озабочены тем, что дети менее склонны к коммуникации и речевой активности. Но стоит помнить, что дети, которые немного отстают в коммуникативных навыках в возрасте 12 месяцев, могут наверстать упущенное к полутора годам. Важно разговаривать с детьми, читать им и петь вместе с ними, а также просить не просто указывать на предметы, а называть их".

Несмотря на то, что результаты исследования не выявили значимой разницы между группами исследования, авторы просят относиться к этому факту с осторожностью и продолжить изучать влияние пандемии COVID-19 на развитие нервной системы у детей.

 

Источник: Hessami K., et al. COVID-19 Pandemic and Infant Neurodevelopmental Impairment // JAMA Network Open, 28 октября 2022

 

 

 


Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт