Длительное применение ингибиторов ренин-ангиотензиновой системы может приводить к повреждению почек

Исследователи из университета Вирджинии выяснили патофизиологические основы этого явления

Исследование из журнала JCI Insight поднимает вопрос об отсроченных побочных эффектах ингибиторов ренин-ангиотензиновой системы, широко используемых в терапии артериальной гипертензии и сердечной недостаточности. По данным авторов, эти препараты могут существенно повреждать сосудистые структуры почек.

К ингибиторам ренин-ангиотензиновой системы относятся ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (иАПФ) и блокаторы АТ1-рецепторов к ангиотензину II (БРА или сартаны).

Артериальная гипертензия – одно из самых распространенных заболеваний во всем мире. Тяжелые формы этой патологии часто ассоциированы с выраженными изменениями сосудистой стенки почек, что со временем может приводить к органной недостаточности. Исследователи из университета Вирджинии поставили задачу выявить патофизиологические основы этого явления.

В работе было продемонстрировано, что субстратом повреждения являются клетки, продуцирующие ренин. Эксперимент на мышах и биопсийном материале почки человек показал, что повреждение вызвано мультиклональной экспансией и трансформацией этих клеток из их классического фенотипа эндокринных клеток к матриксно-секреторному фенотипу. В результате этого клетки окружали сосудистую стенку и приводили к накоплению экстрацеллюлярного матрикса и гладкомышечных клеток, что, в свою очередь, обуславливало обструкцию сосудов, фокальную ишемию и фиброз. Отключение генов, специфичных для ренин-продуцирующих клеток, предотвращало артериолярную гипертрофию, что указывает на ведущую роль этих клеток в данной патологической цепи.

Указанные изменения развиваются на фоне длительного приема препаратов из группы ингибиторов ренин-ангиотензиновой системы. Авторы отдельно указывают на важнейшие преимущества этих препаратов. Пациентам следует продолжать прием назначенных лекарственных средств, однако результаты данного исследования призывают к дальнейшему ускоренному и углубленному изучению обнаруженного явления. Для определения степени функционального повреждения потребуется проведение рандомизированных клинических испытаний.

Источник: Watanabe H. et al. Inhibition of the renin-angiotensin system causes concentric hypertrophy of renal arterioles in mice and humans //JCI insight. – 2021.