Идентифицировано 4 типа бронхиолита, связанных с риском развития бронхиальной астмы

Авторы изучили разнообразные клинические, генетические и молекулярные данные 221 младенца, госпитализированного по поводу бронхиолита, ассоциированного с респираторно-синцитиальным вирусом, и наблюдали за ними в течение последующих 5 лет

Бронхиолит – острая вирусная инфекция нижних дыхательных путей, наиболее часто поражающая младенцев и характеризующаяся респираторным дистрессом, свистящим дыханием и/или крепитацией в легких. Наиболее распространенным возбудителем данной инфекции является респираторно-синцитиальный вирус (РСВ). По данным из США, около 30% таких детей впоследствии страдают от бронхиальной астмы.

Исследователям из Массачусетской больницы общего профиля удалось идентифицировать 4 различных молекулярных подтипа РСВ-ассоциированного бронхиолита и связать их со степенью риска возникновения астмы. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Хотя бронхиолит чаще всего рассматривается как одно заболевание с единым патологическим механизмом, полученные доказательства указывают на наличие различных подгрупп этого заболевания. Ограниченное понимание патофизиологических механизмов РСВ-бронхиолита тормозит разработку различных стратегий по лечению этого заболевания и профилактике бронхиальной астмы.

В ходе исследования авторы изучили разнообразные клинические, генетические и молекулярные данные 221 младенца, госпитализированного по поводу РСВ-бронхиолита, и наблюдали за ними в течение последующих 5 лет. Ученые собирали информацию о вирусах, микрофлоре дыхательных путей и различных метаболических и иммунных показателях.

Были обнаружены 4 клинико-биологических эндотипа: A) классический с преимущественным наличием бактерии M. nonliquefaciens и со средним уровнем интерферон-ассоциированного воспаления; B) атопический с бактериями S. pneumoniae / M. catarrhalis и высоким уровнем интерферон-ассоциированного воспаления; C) тяжелый со смешанной микрофлорой и низким уровнем интерферонов; D) неатопический с бактерией M.catarrhalis и ИЛ-6-опосредованным воспалением. Среди этих эндотипов пациенты из классификационной группы B (с высоким уровнем сенсибилизации IgE, преимущественной коинфекцией S. pneumoniae и M. catarrhalis, а также высоким уровнем интерферонов) в сравнении с пациентами из группы A характеризовались повышенным риском развития астмы в течение 5 лет наблюдения, 38% и 9%, соответственно (относительный риск 6,0, ДИ 95% от 2,08 до 21,9, p = 0,002).

Полученные данные предоставляют важную доказательную базу для ранней идентификации детей из группы высокого риска развития бронхиальной астмы.

Источник: Raita Y., Pérez-Losada, M., Freishtat, R.J. et al. Integrated omics endotyping of infants with respiratory syncytial virus bronchiolitis and risk of childhood asthma. Nature Communications 12. 2021.