Бактерии кишечной микрофлоры способны перерабатывать сульфосахар, содержащийся в зеленых растениях

Обнаружены бактерии кишечника, способные перерабатывать сульфосахара из зеленых растений и косвенно повышать продукцию сероводорода через других представителей кишечной микрофлоры

Растительная пища является неотъемлемой частью здорового рациона и способствует поддержанию нормальной микрофлоры кишечника. Вместе с растениями, в организм попадает множество сложных химических соединений, среди которых сульфохиновоза – серосодержащее производное глюкозы, обнаруживаемое в большом количестве в шпинате, листьях салата и водорослях. Несмотря на то, что большая часть бактерий кишечной микрофлоры использует глюкозу в качестве основного источника энергии, существуют микроорганизмы, способные перерабатывать более сложные вещества, в том числе сульфосахара.

В исследовании, опубликованном в The ISME Journal, группа ученых из Венского и Констанцского университетов обнаружила, что один из наиболее распространенных штаммов кишечных бактерий, Eubacterium rectale, способен перерабатывать сульфохиновозу с образованием дигидроксипропан сульфоната (ДГПС), служащего источником энергии для других кишечных бактерий – Bilophila wadsworthia. Последние, в свою очередь, метаболизируют ДГПС с образованием сероводорода.

Как отмечают исследователи, бактерии Bilophila wadsworthia метаболизируют не только сульфозиновозу, но и соединения таурина и желчных кислот, образующихся при потреблении животной пищи, а значит продукцию сероводорода практически невозможно избежать и, вероятнее всего, его уровень в организме не достигает концентраций, при которых это соединение проявляет генотоксический эффект.

При низких концентрациях сероводород обладает противовоспалительным действием, в то время как высокий уровень этого соединения в тонком кишечнике может вызывать хроническое воспаление и оказывать канцерогенный эффект.

Ранее считалось, что наряду с естественным образованием сероводорода в процессе жизнедеятельности клеток организма его основным источником является диета, богатая мясом и животными жирами, и поэтому обнаружение «эндогенного» источника сероводорода в организме было неожиданным открытием для ученых. Может ли этот факт поставить под сомнение пользу растительной диеты? Вероятнее всего, уровень с образованием сероводорода и деоксихолиновой кислоты, сульфохиновоза в первую очередь должна рассматриваться как пребиотик – соединение, необходимое для поддержания жизнедеятельности микроорганизмов, являющихся частью здоровой микробиоты кишечника, нежели как канцероген.

Источник: http://doi.org/10.1038/s41396-021-00968-0