Первая в истории вакцина от злокачественных опухолей головного мозга

Первая фаза клинических испытаний указывает на безопасность и эффективность этой вакцины

Противоопухолевые вакцины могут помочь в борьбе против злокачественных новообразований. Мутации часто приводят к формированию специфических изменений в белках, типичных для определенной опухоли. Вакцины же способны "предупредить" иммунную систему о наличиии таких аномальных белков.

Впервые в истории учеными и врачами из Хайдельберга и Маннхайма было проведено клиническое испытание вакцины, основанной на взаимодействии с мутацией, специфичной для злокачественной опухоли головного мозга. Вакцина продемонстрировала безопасность и запускала необходимые иммунные реакции в опухолевой ткани. Работа опубликована в журнале Nature.

Диффузные глиомы обычно являются некурабельным состоянием, поскольку опухоль распространяется по всему мозгу – это делает хирургическое лечение невозможным. При этом химио- и лучевая терапия имеют очень ограниченный эффект. Во многих случаях диффузные глиомы имеют общую черту: у более чем 70% пациентов клетки этой опухоли имеют специфическую мутацию, приводящую к аномальному строению изоцитратдегидрогеназы 1 (ИДГ1). Образуемый на поверхности белка неоэпитоп может быть распознан иммунной системой организма.

Несколько лет назад коллективу авторов удалось создать "искусственную версию" части фермента ИДГ1 с характерной мутацией. Затем вакцина со специфической мутацией прошла первую клиническую апробацию в рамках испытания 1а фазы у 33 пациентов с глиомой (с 3 и 4 степенями по ВОЗ), которые получали стандартное лечение (терапию ингибиторами контрольных точек).

Иммунный ответ оценивали у 30 пациентов – у 93% иммунная система демонстрировала специфический ответ на введение данной пептидной вакцины вне зависимости от генетического профиля HLA. Серьезных побочных эффектов не наблюдалось. У значительной части пациентов отмечалась псевдопрогрессия опухоли, что было обусловлено отеком тканей на фоне инфильтрации иммунными клетками; у этих же пациентов был зафиксирован высокий уровень Т-хелперных клеток в крови со специфически измененными рецепторами (что также указывало на положительный ответ к вакцине).

Трехлетняя выживаемость после лечения составила 84% у вакцинированных пациентов. У 63% пациентов не отмечалось признаков прогрессии опухоли; среди участников исследования, иммунная система которых продемонстрировала специфический иммунный ответ, прогрессия не отмечалась в 82%.

Исследователи готовятся к началу 2 фазы клинических испытаний.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41586-021-03363-z