Антидепрессант в лечении остеоартроза

Было продемонстрировано, что широко используемый антидепрессант не только замедляет дегенерацию хрящевой ткани, но также запускает в ней процессы восстановления

Остеоартроз — самая распространенная форма поражения суставов и одна из главных причин нетрудоспособности, вызывающая ухудшение качества жизни и значительные финансовые затраты, в особенности у пожилых людей. В новом исследовании ученые открыли до этого неизвестный сигнальный путь, ассоциированный с остеоартрозом, а также эффект широко используемого антидепрессанта – пароксетина – в ингибировании этого пути. Было продемонстрировано, что пароксетин не только замедляет  дегенерацию хрящевой ткани, но также запускает в ней процессы восстановления (как в эксперименте in vitro на хрящевой ткани, так и на лабораторных мышах).

Результаты работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Пароксетин – антидепрессант, который относится к классу селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).

В настоящее время единственным по-настоящему эффективным методом лечения остеоартроза является хирургия с эндопротезированием суставов, однако этот метод чаще всего применяется уже на последних стадиях заболевания. Пароксетин имеет шансы стать первым фармакологическим препаратом для лечения остеоартроза (не считая хондропротекторов, применяемых преимущественно в странах СНГ).

Патогенез остеоартроза связан с патологическим ростом хондроцитов и гипертрофией хрящевой ткани, но за счет чего происходит пролиферация до сих пор оставалось загадкой. По данным авторов исследования, в суставах наблюдается повышенный уровень киназы рецепторов, связанных с G-белками 2 (G protein-coupled receptor kinase 2, GRK2) – этот же фермент ответственен за патологический рост клеток в кардиологических и нефрологичесих заболеваниях.

Активность GRK2 приводит к разрушению хондроцитами матрикса хряща. Это было подтверждено в двух экспериментах: in vitro на клетках с делецией гена GRK2 и in vivo с приемом пароксетина, который ингибирует GRK2. В обоих случаях было продемонстрировано, что воздействие на GRK2 не только предотвращает гипертрофию хондроцитов и позволяет остановить ухудшение остеоартроза, но при этом также стимулирует регенерацию.

В последующем это было подтверждено на клеточной культуре хондроцитов человека, полученных в ходе эндопротезирования коленного сустава. В настоящее время команда авторов планирует получить одобрение FDA на начало клинических испытаний пароксетина для лечения остеоартроза.

Источник: http://doi.org/10.1126/scitranslmed.aau8491