Новый метод иммунотерапии для лечения аллергии на кошек

Результаты исследования указывают на активацию сильного противовоспалительного и противоаллергического эффектов

Сотрудники Отдела инфекций и иммунологии Люксембургского института здоровья обнаружили потенциал в применении высоких доз специфических адъювантных молекул, называемых олигонуклеотидом CpG, в регуляции иммунной системы в контексте аллергического ответа на основной кошачий антиген Fel d1. Тем самым возможна активация толерантного ответа на ключевые звенья аллергической реакции на антигены кошек.

Исследователи изучили молекулярные механизмы, лежащие в основе этой толерантности, и в доклиническом исследовании предложили подход в виде аллерген-специфической иммунотерапии (АСИ) в качестве лечения или контроля этого распространенного вида аллергии. Полный текст работы опубликован в журнале Allergy (официальный журнал Европейской академии аллергии и клинической иммунологии).

Для изучения клеточных и клинических эффектов АСИ, представленной в виде инъекции аллергена Fel d1 в комбинации с высокими дозами CpG, команда ученых провела ряд экспериментов на мышиной линии с аллергией к этому антигену – с использованием АСИ и на контрольной группе.

В экспериментальной группе ученые наблюдали значительное улучшение функционального состояния легких, сравнимое с особями, у которых аллергические реакции отсутствовали. Это происходило за счет уменьшения уровня воспаления и гиперреактивности в дыхательных путях, а также снижения количества иммуноглобулинов E. В дополнение к этому, у мышей, пролеченных АСИ, наблюдали снижение уровня некоторых проаллергических цитокинов, продуцируемых Т-хелперными клетками 2 типа; в отсутствии избыточного количества иммунных клеток активировался супрессивный компонент иммунного ответа – он был опосредован дендритными клетками, К-клетками (естественными киллерами), регуляторными Т- и В-клетками. На более поздних стадиях отмечалось повышение уровня фактора некроза опухоли альфа в легких.

В целом, результаты исследования указывают на активацию сильного противовоспалительного и противоаллергического эффекта, индуцируемого АСИ с высокой и при этом безопасной дозой адъювантных олигонуклеотидов CpG. Механизм, лежащий в основе защиты от аллергии, сильно зависел от того, применялось ли лечение для мышей, которые до этого никогда не подвергались воздействию Fel d1 антигена, или в условиях уже установленной аллергии.

Кроме того, ученым удалось разработать систему подкожного введения инъекции антигена и олигонуклеотидов CpG вместо более инвазивного интраперитонеального пути введения.

В дальнейшем планируется проведение клинических испытаний иммунотерапии против аллергии на кошек и дальнейшая оптимизация терапевтической стратегии.

Источник: http://dx.doi.org/10.1111/all.14716