Неожиданная мишень в лечении рака простаты - циркадные ритмы

Их нарушение вызывает прогрессирование заболевания

Биологические часы, или циркадные ритмы, синхронизируют все процессы в организме человека и животных с естественными ритмами окружающей среды (чередование дня и ночи, времен года). Поэтому неудивительно, что нарушение этого механизма может нанести ущерб здоровью.

Исследования продемонстрировали, что нарушение циркадных ритмов из-за недосыпания, смены часовых поясов или ночной работы связано с увеличением заболеваемости некоторыми видами рака, включая рак простаты. Группа исследователей из Австралии изучила особенности влияния циркадных ритмов на  развитие рака простаты и обнаружила влияние циркадного фактора CRY-1 на прогрессирование данного онкологического заболевания. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature Communications.

«Мы обнаружили, что уровень циркадного фактора CRY-1 увеличивается на поздних стадиях рака простаты и связан с плохим прогнозом, - пояснила доктор Карен Кнудсен, ведущий автор исследования. - Однако роль CRY-1 в развитии онкологических заболеваний человека не изучена».

Стандартная терапия рака простаты включает подавление продукции мужских гормонов - андрогенов и блокирование их рецепторов,  поскольку с их присутствием связан рост опухоли.  Исследователи выяснили, что продукция CRY-1 индуцируется рецепторами андрогенов в ткани опухоли простаты. Это может объяснять высокие уровни циркадного фактора при  данном заболевании.

«Изучая роль CRY1, мы неожиданно обнаружили, что циркадный фактор влияет на то, как раковые клетки восстанавливают ДНК», - сказала доктор Айеша Шафи, научный сотрудник лаборатории доктора Кнудсен и один из авторов исследования.

Терапия рака простаты направлена на повреждение ДНК в клетках опухоли и нарушение механизмов ее восстановления. Исследователи изучили возможную роль CRY-1 в восстановлении ДНК в культуре клеток и в тканях, взятых у пациентов с раком простаты, а также на модели животных. Они вызвали повреждение ДНК, подвергая опухолевые клетки воздействию радиации, и обнаружили, что уровень CRY-1 стал повышаться.

Также было обнаружено, что CRY-1 напрямую регулирует доступность факторов, необходимых для процесса репарации ДНК, и изменяет способы, с помощью которых раковые клетки реагируют на повреждение их генетического материала. Полученные данные свидетельствуют о том, что циркадный фактор может снижать эффективность лечения рака простаты.

Тот факт, что уровень CRY-1 повышен при раке простаты, может объяснить, почему лечение становится неэффективным на этих поздних стадиях этого заболевания. Исследователи предполагают, что циркадный  фактор может стать новой мишенью в терапии этого заболевания, и планируют изучить данное направление более подробно в своей будущей работе.

doi.org/10.1038/s41467-020-20513-5