Фундаментальное открытие в области изучения "абдоминального мозга"

Ученые достигли успеха в картировании нейронов, составляющих энтеральную нервную систему

Исследователи из Каролинского института (Швеция) достигли успеха в картировании нейронов, составляющих нервную систему кишечника у мышей, а также описали различные формы нейронов во время развития плода. Результаты их работы были опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Кишечник человека имеет длину около 7 м и при этом обладает функционально определенными нейронами. Энтеральная нервная система (ЭНС) работает автономно и является частью вегетативной нервной системы. ЭНС регулирует работу гладких мышц внутренних органов, обладающих сократительной активностью (перистальтику), баланс жидкости и кровообращение, а также активно взаимодействует с иммунной системой и микробиомом кишечника. Таким образом, деятельность ЭНС имеет определенный системный эффект и может быть патогенетически вовлечена в широкий ряд различных заболеваний. По некоторым оценкам, в общей популяции около 30% людей живет с постоянными желудочно-кишечными проблемами.

При использовании секвенирования одиночных клеток метод позволил функционально классифицировать клетки по активности различных генов. В целом им удалось идентифицировать 12 различных типов нейронов ЭНС, включая подгруппы сенсорных нейронов. Также исследователи изучили вопрос как нейроны ЭНС формируются в гестационный период. Было обнаружено, что процесс их "созревания" отличается от такового в ЦНС и сильно зависит от транскрипционного фактора Pbx3, играющего важную роль в трансформации.

В дальнейшем ученые планируют системно активировать различные типы нейронов в ЭНС на лабораторных мышах, и затем оценить, как в зависимости от этого меняются функции ЖКТ. Это позволит лучше понять биологию нейронов ЭНС и определить таргетное воздействие новых препаратов.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41593-020-00736-x