Нарушения микробиома кишечника связаны с развитием депрессии

Состав и метаболизм микрофлоры у пациентов с депрессией отличаются от здоровых людей

Группа исследователей из Китая и США сообщила о связи между нарушениями микробиома кишечника человека и развитием большого депрессивного расстройства (БДР). Результаты межнациональной научной работы опубликованы в журнале Science Advances.

БДР - это расстройство настроения, которое характеризуется стойким чувством печали или отсутствием интереса к жизни и удовольствия от привычной деятельности. Считается, что оно имеет биологическое происхождение и, следовательно, не является просто реакцией на события. Исследователи предположили, что нарушения состава кишечного микробиома могут вносить вклад в развитие данного расстройства.

В исследовании проводился сбор образцов кала (всего 311), из них 156 у пациентов с БДР и 155 человек без психических расстройств. Далее был выполнен генетический анализ полученного биоматериала (секвенирование) для оценки состава кишечного микробиома. Исследователи также применили газовую хроматографию и масс-спектрометрию, чтобы узнать больше о молекулярном профиле кишечной микрофлоры.

В результате были обнаружены различия в присутствии 47 видов бактерий, трех бактериофагов и, что не менее важно, 50 метаболитов в образцах кала у людей с БДР в сравнении с контрольной группой. Пациенты с БДР имели более высокие уровни бактерий рода Bacteroides и снижение численности бактерий рода Eubacterium и Blautia.

Исследователи отметили, что более высокие уровни Bacteroides в микробиоме могут объяснить повышение концентрации показателей воспаления - цитокинов - среди пациентов с БДР.

Традиционная диагностика БДР связана с беседой и внимательным сбором анамнеза пациента. По мнению исследователей, оценка состава и метаболической активности кишечного микробиома в дополнение к стандартным методам могла бы способствовать более точной и объективной диагностике этого расстройства.

doi.org/10.1126/sciadv.aba8555