Статины уменьшают тяжесть Covid-19: новое звено патогенеза

Эффект этой группы препаратов, по-видимому, связан с использованием вирусом комплекса АПФ-холестерин для вхождения внутрь клетки

Несмотря на то, что в клинические рекомендации Минздрава включен ряд препаратов для лечения Covid-19, на настоящий момент таковых средств с хорошей доказательной базой нет. Чтобы ускорить разработку антикоронавирусной терапии, некоторые группы исследователей изучают уже имеющиеся препараты, использующихся в лечении других заболеваний.

Команда ученых из UC San Diego Health опубликовала данные о том, что статины, широко используемые препараты для снижения уровня холестерина, ассоциированы со сниженным риском развития тяжелой формы Covid-19, а также с более быстрым восстановлением. Основное предположение о механизме действия заключается в том, что холестерин на клеточных мембранах может помогать коронавирусу проникать внутрь клеток.

Работа опубликована в журнале American Journal of Cardiology.

Молекула АПФ2 является «ключом» на поверхности клеток для регуляции артериального или венозного давления, но также может быть «воротами» для вируса SARS-CoV-2.

В начале пандемии появлялось множество спекуляций на тему препаратов, воздействующих на уровень АПФ2, в том числе статинов. Чтобы проверить эту информацию, исследователи изучили электронные медицинские данные 170 пациентов с Covid-19 и 5281 запись «ковид-негативных» пациентов.

В группе Covid-19 статины принимали 27% пациентов, ингибиторы АПФ – 21% и блокаторы рецепторов ангиотензина – 12%. Среднее время пребывания в больнице было 9,7 дней.

Было обнаружено, что прием статинов до госпитализации был ассоциирован с уменьшением риска развития тяжелой формы Covid-19 на 50% в сравнении с теми, кто эти препараты не принимал. Также у этой группы пациентов наблюдалось более быстрое восстановление.

Статины не только обладают высоким профилем безопасности, но и, по-видимому, имеют защитный эффект против тяжелой коронавирусной инфекции. Это может быть связано с противовоспалительным эффектом и ингибированием связывающих способностей вируса.

Холестерин и SARS-CoV-2

В ответ на коронавирусную инфекцию происходит активация гена CH25H, отвечающего за фермент, который изменяет холестерин. Этот ген блокирует способность таких вирусов как ВИЧ, Зика и некоторых других проникать внутрь клеток.

Ферментная активность CH25H приводит к продукции измененной формы холестерина, называемой 25-гидроксихолестерол (25ГХ). Он, в свою очередь, активирует другой фермент эндоплазматического ретикулума, АХАТ (ацил-КоА:холестеринацилтрансфераза), который приводит к расщеплению холестерина на клеточных мембранах. Этот процесс происходит и при нормальной жизнедеятельности, но особенно активируется при вирусных инфекциях.

Ученые провели ряд лабораторных экспериментов с клетками легких – как они реагировали на внедрение spike-белка (основного элемента для внедрения коронавируса SARS-CoV-2 в клетки) в присутствии терапии 25ГХ или без нее.

Со слов авторов, «разница была как день и ночь». Предполагается, что для присоединения к клетке вирус использует не только молекулу АПФ2, но и холестерин. Уменьшение уровня холестерина приводит к закрытию этих «ворот» для вируса.

Статины действуют похожим образом, что может обуславливать их протективные свойства при коронавирусной инфекции. Модификация 25ГХ в терапевтических целях могла бы оказаться более эффективной в качестве противовирусной терапии, чем статины, т.к. это соединение прицельно меняет уровень холестерина именно на клеточных мембранах.

Авторы исследования хотят заключить партнерство с крупнейшей организацией American Heart Association для получения более крупной выборки пациентов.

Источник: http://dx.doi.org/10.1016/j.amjcard.2020.09.012 и http://dx.doi.org/10.15252/embj.2020106057