Обнаружено объяснение, почему одни люди набирают мышечную массу быстрее, чем другие

Оказалось, причина лежит в генетических особенностях человека

Тело с развитой рельефной мускулатурой является мечтой многих людей. Тем не менее, мечтам могут противостоять факторы, с которыми сложно спорить, а именно гены.

В многоцентровом исследовании ученые из Канады, США и Великобритании изучали причину более быстрого роста мышц у одних штангистов в сравнении с другими, получающими такую же нагрузку.
Для этого был проведен эксперимент с группой молодых людей, которые тренировали одну ногу и оставляли в максимальном покое другую.

На протяжении всего эксперимента, длившегося десять недель, участники наращивали мышцы на одной из ног с помощью предписанного режима силовых тренировок. В течение первых восьми недель исследования противоположная нога не подвергалась тренировкам. Далее в течение последних "контрольная" нога была полностью иммобилизована с помощью фиксатора.

По результатам исследования, всего за две недели иммобилизованная нога в среднем потеряла такое же количество мышечной массы, что набрала противоположная нога за более чем два месяца тренировок с отягощениями.

Прирост мышц активных ног участников исследования  колебался от 1 до 15 % за 10 недель, в среднем 8 %, в то время как потеря мышц в их неподвижных ногах колебалась от 1 до 18 %, в среднем 9 %.  Другими словами, в среднем человек теряет мышцы из-за иммобилизации примерно в пять раз быстрее, чем он увеличивает их с помощью тяжелой атлетики.

Сравнение генетических реакций мышц двух ног помогло команде более точно определить, что определяет рост мышц, связанный с физическими упражнениями. Оказалось, что ключ находится в наборе из 141 гена, который регулирует рост скелетных мышц. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell Reports.

«Различия в росте мышц у разных людей очень затрудняют определение факторов, способствующих этому росту, - сказал Таннер Стоукс, доктор кинезиологии,  ведущий автор исследования. - Изучение ног одного человека для оценки влияния нагрузки и иммобилизации на рост мышц позволило нам провести прямое сравнение».

По мнению исследователей, полученные данные могут быть особенно полезны для разработки методов сохранения мышечной массы у пожилых людей, что служит важным фактором поддержания здоровья в зрелом возрасте.

В будущем возможна разработка лекарственной терапии для воздействия на гены, определяющие рост мышц, для помощи людям, уязвимым к потере мышечной массы.

doi.org/10.1016/j.celrep.2020.107980