Новое открытие об омоложении стволовых клеток мозга может быть ключевым в лечении рассеянного склероза

Ученые из Nature открыли новый механизм клеточного старения поддерживающих клеток нервной системы. Это важнейший шаг на пути разработки новых методов лечения демиелинизирующих заболеваний, в частности, рассеянного склероза..

В новейшем исследовании из журнала Nature ученые экспериментировали со стволовыми клетками мозга – клетками-предшественниками олигодендроцитов (oligodendrocyte progenitor cells, OPCs). Эти клетки продуцируют миелин для нервных волокон, который является оболочкой нерва и субстратом для проведения нервного импульса.

Разрушение миелина составляет важнейшую часть патогенеза рассеянного склероза, а возрастные изменения клеток OPC напрямую влияют на продукцию миелина. Эти изменения в первую очередь связаны с клеточным окружением, а точнее с его механическими свойствами: с возрастом они становится более жесткими и плотными. Клетки, перемещенные в новые, свободные и мягкие условия, быстро меняли свою активность и возвращались к показателям жизнедеятельности молодых клеток. Они помолодели.

Далее была идентифицирована конкретная система белков, которая отвечает за сигналы жесткости клеточного окружения, – каналы Piezo1. При стимулировании "мягкого" сигнала на этих каналах или при полном удалении этой рецепторной системы, клетки также начинали вести свою "молодую активность", продуцируя миелин и поддерживая нейроны.

Британское сообщество по рассеяному склерозу, которое частично финансировало исследование, уже заявило, что эти открытия имеют очень важный вклад в разработку новых методов лечения рассеянного склероза.