Занятия музыкой улучшают социальные навыки детей, страдающих аутизмом

Согласно результатам проспективного рандомизированного исследования, даже непродолжительное музыкальное образование приводит к образованию новых внутримозговых связей, нехарактерных для расстройств аутистического спектра.


Музыка, головной мозгДля расстройств аутистического спектра характерно нарушение социального взаимодействия, общения, ограниченность интересов и склонность к повторяющимся действиям. Хотя точный патофизиологический механизм подобных изменений остается не до конца понятным, считается, что они связаны с изменением количества связей между определенными участками головного мозга. Так, было показано, что у детей с аутизмом меньшее количество связей между отдаленными частями мозга и большее – на коротких дистанциях.

Частота расстройств аутистического спектра достигает 2,5%. Иначе говоря, этот диагноз устанавливается каждому 40-му ребенку. Отсутствие понимания четких патофизиологических механизмов, лежащих в основе аутизма, является одним из главных препятствий на пути к поиску эффективных и безопасных методов терапии. Зачастую ученым приходится действовать эмпирически, корректируя используемые методики по ходу лечения.

В недавнем номере журнала Translational Psychiatry была опубликована работа о связи занятий музыкой и состояния внутримозговых связей детей с аутизмом. В рандомизированном исследовании специалистов из Канады принял участие 51 ребенок в возрасте 6-12 лет. 26 детей в течение 8-12 недель посещали специальные музыкальные занятия, а оставшиеся 25 вошли в группу контроля. Эффективность мероприятий оценивали с помощью специальных тестов, характеризующих социальную контактность, а также МРТ головного мозга.

К концу наблюдения в группе, регулярно посещавшей музыкальные занятия, существенно улучшились коммуникативные навыки. Возросло и количество связей между слуховой корой и субкортикальными отделами мозга и между слуховой корой и моторными отделами. Количество связей между слуховой и зрительной корой оказалось выше в группе контроля. Стоит подчеркнуть, что увеличенное количество связей в этой коре является одним из наиболее распространенных признаков изменения строения головного мозга при аутизме.

Это исследование — первое подтверждение положительного влияния занятий музыкой на когнитивные способности детей с аутизмом. Хотя механизм такого воздействия требует дальнейшего изучения, авторы исследования считают, что уже сейчас родителям детей, страдающих аутизмом, можно рекомендовать больше времени уделять их музыкальному развитию.


Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт