Телемедицина: запретить нельзя разрешить

Телемедицина, давно существующая как вид деятельности, в России до сих пор не оформилась как часть системы здравоохранения.


 

Телемедицина, закон о телемедицине
Изображение: "Коммерсант"

Первое чтение в Госдуме так называемого «закона о телемедицине» сопровождается очередной волной обсуждений перспектив цифрового здравоохранения. Конференция «Телемедицина в России: новый виток в развитии отрасли», организованная издательским домом «Коммерсантъ», снова показала двойственность ситуации: телемедицина до сих пор не оформилась как часть системы здравоохранения.

Конечно, сегодня сильны надежды, что формирование нормативной базы изменит положение, но есть и обоснованные сомнения, что это произойдет в ближайшем будущем. Пока регуляторная среда весьма недружелюбна: несмотря на то, что действующее законодательство телемедицину не запрещает, общество тем не менее считает, что она запрещена.

Телемедицина – лишь дополнительный инструмент для врачей; как он будет использован, зависит от них. Врачи же не хотят заниматься телемедициной, не понимая как встроить ее в свои обычные процессы, и как это будет оплачиваться. Однако при появлении технологии компьютерной томографии никакого закона «о томографической медицине» не понадобилось — эти цифровые инструменты сами вошли в практику врачей, заметил Борис Зингерман, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра.

На нелегальном положении

В федеральном телемедицинском центре, созданном на базе НИИ хирургии им. Вишневского, ввиду отсутствия законодательной базы работа идет лишь в тестовом режиме и не оплачивается. Здесь консультируют преимущественно некурабельных и нетранспортабельных больных. «Мы ведем нелегальную и неоплачиваемую деятельность, – признался Амиран Ревишвили, директор института. – Надеюсь, с появлением закона ситуация изменится».

Впрочем, среди перечисленных им главных проблем значатся не только вопросы оплаты. Региональные телемедицинские центры, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, не проявляют особой активности в проведении консультаций, поскольку не желают отдавать пациентов в федеральные структуры. И на мотивацию центров в регионах ожидаемые поправки в закон вряд ли повлияют.

А вот эффективность удаленного мониторинга, особенно в таких областях, как кардиология, специалистам очевидна. Как сообщил Ревишвили, многочисленные клинические исследования показали, что телемониторинг снижает смертность, на 50% увеличивает выживаемость пациентов и почти вдвое сокращает стоимость лечения за счет уменьшения необходимости контактов с врачом.

В 2016 году проведено 220 тыс. контрольных проверок пациентов с кардиоимплантами. Однако эти проверки нередко пропускают аритмию и не предотвращают внезапной смерти пациента в случае выхода импланта из строя. Между тем почти все современные имплантируемые кардиоприборы имеют функцию дистанционного мониторинга и настраиваются на поступление сигналов доктору в автоматическом режиме, уменьшая число осложений и госпитализаций. По опыту диспетчерского центра в институте им. Вишневского, телемониторинг позволяет вовремя обнаружить состояния, угрожающие жизни, почти у четверти пациентов. «При применении имплантируемых устройств мы обязаны использовать телемониторинг», – уверен Ревишвили.

Потенциал для науки

Преимущества телемедицины заключаются не только в улучшении коммуникации между врачом и пациентом. Данные, накопленные с помощью дистанционных консультаций, способны сильно изменить медицину в целом, полагает Григорий Бакунов, руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье». «Многие годы данные о заболеваниях и методах лечения копились недостаточно плотно, недостаточно полно и тем самым препятствовали развитию научной составляющей медицины»,— отметил он.

За первые две недели функционирования сервиса «Яндекс.Здоровье» в нем были проведены тысячи удаленных консультаций. «Мы моментально увидели пользу – у нас есть полные видеозаписи таких консультаций, доступные врачу и его руководителю, – рассказал Бакунов. – Отсматривая каждую третью запись, врачи анализируют, как можно было придти к тем же выводам быстрее или подобрать объяснение более доступное для пациента». В будущем, по его словам, записи консультаций станут доступны и пациенту.

Однако хранение видеоданных, которое под силу таким мощным технологическим компаниям как «Яндекс», для остальных участников процесса может оказаться чересчур ресурсоемким. Но, в любом случае, протоколировать телемедицинские услуги им придется обязательно.

Ожидания оптимистов

Верхнюю планку ожиданий общества, связанных с телемедициной, задают предварительные результаты опроса 200 членов экспертного совета «Открытого правительства». Готовы использовать телемедицину 85% опрошенных. При этом 88% полагают, что это увеличит доступность медицинской помощи, и 62% считают, что это повысит ее качество. Только 20% участников опроса считают, что телемедицина может быть опасной. Однако рекомендациям случайного врача будут следовать лишь 43%. Оплачивать телемедицинские услуги самостоятельно выразили готовность 67% респондентов, а при включении их в ОМС – 76%.

В условиях неопределенности

Некоторые положения законопроекта, которому предстоит пройти второе чтение в Госдуме, вызывают опасения, что, создав рынок телемедицины как возможность, закон тут же убьет его неудобными сложными процедурами – например, требованием идентифицировать пациента с помощью усиленной цифровой подписи. Впрочем, сообщил Георгий Лебедев, председатель комитета «Интернет+Медицина» Института развития интернета, во второй редакции закона будет предложена возможность идентификации пациента через ЕСИА.

В ряде случаев формулировки законопроекта пространны и не конкретны. Как указала Александра Орехович, руководитель направления регулирования новых нефинансовых рынков ФРИИ, термин «консультация» нигде не определен, в то время как понятия консультации и лечения в законодательство разделяет. Учитывая высказанную на парламентских на слушаниях позицию законодателей, что лечение и диагностика не должны осуществляться дистанционно, прогресса в телемедицине «врач-пациент» ждать не приходится.

«Все, что сможет сделать врач – сочувственно пожать плечами и сказать 'ну вы держитесь',» – так охарактеризовала Орехович возможности телемедицины «врач-пациент» в соответствии с текущей редакцией законопроекта. По ее мнению, необходимо создать рабочую группу и еще раз тщательно проработать с врачами и экспертным сообществом более четкие формулировки закона. После его принятия скорректировать базовые принципиальные положения будет гораздо сложнее и дольше.

«Нельзя ограничивать возможности врача и пациента использовать дополнительную опцию, нужно идти по пути повышения качества телемедицинской услуги, а не ее фактического запрета», – считает Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения ВШЭ.

Формулировка правил оказания телемедицинских услуг должна быть зафиксирована в нормативном документе Минздрава, который решит вопросы статуса телемедицинской консультации, правил ее проведения и идентификации врача, заметил Лебедев. После того, как закон, задающий юридические рамки оказания медицинской помощи дистанционно, будет принят, телемедицинские услуги предстоит включить в порядки и стандарты оказания медицинской помощи, а также клинические рекомендации.


Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт