Изменение порядка поступления в ординатуру: интервью "Лечащего врача"

Корреспондент "Лечащего врача" обсудил положения Приказа №212н со старшекурсниками, которых коснутся новые правила уже в этом месяце. В этом материале мы покажем их взгляд на эту ситуацию.


Приказ №212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры» вызвал бурную реакцию со стороны врачебного и студенческого сообщества. Раньше выпускнику, поступающему в ординатуру, требовалось сдать вступительный экзамен по выбранной специальности. Согласно новому порядку, «испытание проводится в форме тестирования» в рамках первичной аккредитации врачей, а вопросы для него отбираются из базы, единой для всех специальностей. В прошлом году министр здравоохранения Вероника Скворцова даже отмечала, что аккредитация должна стать медицинским аналогом ЕГЭ.

Нововведения коснутся и выпускников этого года, которым придется проходить аккредитацию уже в этом месяце. В случае, если они уже подали документы в выбранные ими ординатуры, им придется повторить эту процедуру в соответствии с новым порядком. Напомним, что приказ был утвержден и зарегистрирован 7 июня, то есть, меньше двух недель назад.

Вопросы вызывает также и отдельный пункт закона, посвященный «учету индивидуальных достижений поступающих». К примеру, от 50 до 80 баллов кандидату может быть начислено за «общий стаж работы» независимо от того, соответствовало ли место работы профилю ординатуры. Учитывается и «стаж работы в медицинских организациях, расположенных в сельских населенных пунктах» (от 60 баллов), а также «иные индивидуальные достижения» (до 50 баллов). Стоит отметить, что результат самого тестирования выражается процентом верных ответов – то есть, не более 100.

Наш корреспондент встретился с Алисой Ефремовой (имя изменено по просьбе студентки), старшекурсницей одного из московских медицинских вузов, чтобы обсудить эти и другие спорные моменты нового порядка приема.

ЛВ: Добрый день, Алиса. Спасибо, что согласилась на этот разговор.

Алиса: Добрый день.

ЛВ: Сейчас много кто говорит о приказе 212н. Скажи, а что это за закон? В чем его суть?

А: Приказ устанавливает правила поступления в ординатуру. В ординатуру поступают, чтобы, собственно, стать специалистом в какой-либо области медицины – кардиологом, гинекологом и так далее. Без этого этапа можно работать только «врачом общей практики».

Так вот, раньше вступительные испытания в ординатуру представляли из себя классические экзамены по выбранной специальности, иногда многоступенчатые (письменная часть или тестирование, потом устная и, например, проверка практических навыков). Теперь же вместо всего этого будет засчитываться результат компьютерного тестирования в рамках первичной аккредитации. Также будут начисляться дополнительные баллы за некоторые другие вещи, причем весьма неоднозначные.

"В части ответов были ошибки. И это повлияло на результат".

ЛВ: Ты упомянула первичную аккредитацию. Расскажи, что это такое?

А: Аккредитация – это экзамен, который вроде бы изначально вводился для допуска выпускника медвуза к практической работе, если он решает пойти сразу работать врачом общей практики. Состоит аккредитация из 3 частей: тестирование на компьютере, проверка самых базовых практических навыков в симуляционном центре и решение клинических задач – это когда дают описание пациента, а ты должен поставить диагноз и назначить лечение.

ЛВ: Вроде бы, пока что звучит довольно логично. И какое отношение это вызвало у студентов?

А: У всех моих знакомых реакция была отрицательной, только разной степени выраженности. В полном шоке выпускники этого года, которых оповестили за месяц до, собственно, экзамена, без которого невозможно их дальнейшее профессиональное образование. Да и формат оставляет желать лучшего.

ЛВ: Ты говоришь, что формат оставляет желать лучшего. Но ведь система тестов активно используется и в Европе, и в США. Почему же тогда такое негативное отношение?

А: Аккредитационный тест — это тест, в основном, по поликлинической терапии. Вопросы известны заранее, их надо зазубрить. При этом там встречаются и вопросы со спорными ответами, и просто какие-то дурацкие. В прошлом году, когда часть выпускников (провизоры, стоматологи) сдавали аккредитацию, оказалось вдобавок, что в части ответов были ошибки. И это повлияло на результат.

Тесты, которые пишут в других странах, гораздо более продуманные, охватывают множество специальностей. Да и вообще, экзамены не всегда состоят чисто из тестов, в них входят те же клинические задачи, например.

ЛВ: То есть, тесты плохие? Если исправить тесты и добавить клинические задачи, то все будет в порядке, или есть еще какие-то проблемы?

А: Проблема еще и в спорных положениях по тому, за что дают дополнительные баллы. Например, преимущество получают люди, проработавшие в сельских больницах – и это не один-два балла, а шестьдесят, то есть, больше половины максимальной оценки за тест. Неясно, как этот опыт потом поможет в ординатуре, например, по нейрохирургии.

За 2 года российский ординатор должен достичь того же уровня, который его коллеги за рубежом достигают через 3-5 лет. Естественно, это невозможно, если брать всех подряд, учить с нуля. Поэтому логично, что на этапе поступления в ординатуру должен быть отбор тех, кто хорошо знает специальность в рамках вузовской программы, а желательно и за ее пределами. Можно, конечно, увеличивать продолжительность ординатуры, но только вместе с повышением стипендии ординаторов. 5 лет сидеть на родительской или супружеской шее – так себе идея, а нынешняя стипендия – копейки.

ЛВ: А зачем это нужно Минздраву?

А: Минздрав отчаянно пытается заткнуть нехватку специалистов первичного звена. Но повысить зарплаты – не наш метод, лучше кинуть на эту амбразуру вчерашних выпускников На то же, кстати, направлено и сокращение бюджетных мест в ординатуре. А то, что они не справятся с такой работой в силу отсутствия опыта, и это в конечном счете скажется на пациентах – это все равно.

"Умные и заинтересованные будут вынуждены пойти в поликлиники, чтобы набрать опыта и дополнительных баллов. А специалистов не будет, потому что не из кого готовить".

ЛВ: Ясно. А как же отнеслись к этому приказу руководители ординатур? Им, наверное, тоже не хочется иметь дело с неопытными ординаторами?

А: Какое отношение у руководителей ординатур? Они, насколько мне известно, весьма удивлены. За исключением, вероятно, тех, кто близок к авторам всей концепции аккредитации. Одна хорошая ординатура специально устраивала отбор в 3 этапа, они рады, наверное, что теперь это все не имеет силы. Как рады и те, кто смог пройти все эти испытания.

ЛВ: Скажи, а есть ли какая-то активность? Студенты что-то делают по этому поводу?

А: Сейчас у нас есть несколько петиций в интернете. Особо мы на них не рассчитываем, но как способ информирования людей они годятся. Готовим обращение в Минздрав, собираем подписи. Пишем в СМИ, но пока, к сожалению, мало кто отреагировал. Наверное, они не очень понимают, что это отразится на пациентах тоже. Провести какую-то публичную акцию у нас сейчас вряд ли получится, поскольку в Москве и Питере сейчас особый режим по случаю кубка конфедераций, простым активистам получить согласование нереально, как говорят.

Мы общаемся со студентами из разных вузов и городов, это вообще здорово, хотелось бы надеяться, что из этого вырастет большое студенческое сообщество, которое сможет отстаивать свои интересы.

ЛВ: Здорово, что вы так активно этим всем занимаетесь. И как к вашей позиции относится руководство вуза? Поддерживает студентов?

А: До конца позиция нашего вуза нам пока неясна. Конечно, по-хорошему, они могли бы за нас заступиться, но этого не происходит. Будем надеяться, они хотя бы не начнут давить на тех, кто решил что-то делать, поскольку про такие случаи мы тоже слышали. Это как-то очень неправильно, но что есть, то есть.

ЛВ: Как ты думаешь, что бы могло улучшить ситуацию?

А: Для начала надо ввести мораторий на действие приказа в этом году, чтобы выпускники смогли поступать так, как они готовились это делать. Это просто обязательно.

А после этого нужно большее обсуждение, с участием представителей всех вузов, как из числа администрации, так и из числа студентов, с руководителями ординатур, чтобы установить правила, которые будут действительно способствовать повышению квалификации молодых врачей.

ЛВ: Спасибо, что так подробно нам об этом рассказываешь. Надеюсь, что удастся все-таки как-то повлиять на это решение Минздрава.

А: Я тоже надеюсь. Просто иначе мы рискуем оказаться в ситуации, где умные и заинтересованные будут вынуждены пойти в поликлиники, чтобы набрать опыта и дополнительных баллов. А специалистов не будет, потому что не из кого готовить.





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт