Синтезированы вещества, резко перестраивающие «биологические часы»

Ученые Исследовательского института Скриппс синтезировали два химиката, кардинально меняющие работу биологических часов у лабораторных животных.

Ученые Исследовательского института Скриппс синтезировали два химиката, кардинально меняющие работу биологических часов у лабораторных животных; как полагают исследователи, новые вещества потенциально способны помочь в лечении широкого круга заболеваний, включая ожирение, диабет, повышенный уровень холестерина и серьезные расстройства сна. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Синтезированные молекулы меняют экспрессию отвечающих за биологические часы генов в гипоталамусе. Созданные вещества уменьшили ожирение у лабораторных мышей и заметно снизили уровни холестерина в крови и гипергликемию, частый предвестник диабета. При этом количество жира у животных уменьшалось, хотя они продолжали есть то же, что и раньше.

При разработке веществ исследователи исходили из того, что циркадные ритмы взаимосвязаны с метаболическими процессами. Химикаты воздействуют на белки REV-ERB-альфа и бета, играющие ключевую роль в регуляции биологических ритмов жизнедеятельности и метаболизма.

Неожиданностью для ученых стало то, что в результате применения созданных ими веществ также изменился циркадный ритм экспрессии ряда метаболических генов в печени, скелетной мускулатуре и жировой ткани, что привело к увеличению расхода энергии без повышения двигательной активности подопытных.