Микробиологи нашли способ «разоружить» токсин ботулизма

Исследователи из Института медицинских исследований Сэнфорд-Бернэм и Ганноверской медицинской школы пишут в журнале Science, что сумели расшифровать пространственную структуру нейротоксина ботулизма.

Ботулотоксин - самый сильный яд из известных органических токсинов, в связи с чем военные рассматривают его как потенциальное оружие биологической войны. Ученые Института медицинских исследований Сэнфорд-Бернэм и Ганноверской медицинской школы пишут в журнале Science, что сумели расшифровать пространственную структуру нейротоксина ботулизма и его «телохранителя» - белка, который вместе с ядом вырабатывается бактерией Clostridium botulinum, чтобы защитить токсин от разрушения в агрессивной среде желудка. Наряду с этим ученые открыли слабое место ботулотоксина, потенциальный объект терапевтического воздействия.

Как только комплекс из токсина и защитного белка - нонгемагглютинина выходит из тонкого кишечника, благодаря изменению уровня кислотности «пара» распадается, после чего незащищенный токсин попадает в кровоток, - установили исследователи. По их мнению, можно было бы с помощью молекулы, ложно сигнализирующей об изменении pH, заранее отделить защитный белок от токсина, после чего его убьют желудочные ферменты и кислота. Причем такой антидот можно было бы применять перорально, а не путем инъекции, что удобно для лечения большого числа людей в период эпидемии.