Онкомаркеры меланомы кожи "за пределами" опухоли

Метод пространственного профилирования РНК позволил ученым проанализировать экспрессию наиболее распространенных онкомаркеров меланомы кожи не только в клетках опухоли, но и клетках ее микроокружения

Меланома кожи, несмотря на относительно невысокую распространенность (<5% от общего числа случаев рака кожи), занимает лидирующие позиции в структуре онкологической смертности, что во многом связано с проблемами ранней диагностики и низкой онконастороженностью врачей и пациентов, в том числе из-за внешнего сходства меланомы с доброкачественными меланоцитарными невусами (родимые пятна или родинки). Развитие меланомы – многоэтапный процесс, обусловленный возникновением мутаций в меланоцитах – клетках кожи, содержащих меланин, и ведущий к неконтролируемому росту и делению клеток. Потенциальным ключом к ранней диагностике заболевания могут служить меланоцитарные маркеры, содержащиеся в клетках опухоли или клетках ее микроокружения.

Для изучения молекулярно-генетических основ патогенеза меланомы кожи ученые из Калифорнийского университета использовали новый метод пространственного профилирования РНК, позволяющий неинвазивно определять особенности экспрессии тысяч генов в разных типах клеток в процессе онкогенеза. Авторы работы, опубликованной в Journal of Investigative Dermatology, изучили экспрессию более 1000 генов в 134 регионах доброкачественных и злокачественных новообразований кожи, содержащих большое количество меланоцитов, а также в клетках их микроокружения – кератиноцитах или иммунных клетках.

Оказалось, что биомаркеры меланомы, в частности, онкомаркер S100A86, специфичный для иммунных клеток, в процессе онкогенеза экспрессируются не только в клетках опухоли, но и окружающих ее кератиноцитах эпидермиса, в норме участвующих в контроле роста меланоцитов. Экспрессия другого онкомаркера, S100A8, наблюдалась только злокачественных, но не доброкачественных меланоцитарных опухолях, что позволяет рассматривать его в качестве потенциального молекулярного предиктора развития меланомы кожи.

Несмотря на широкое внедрение новых молекулярных технологий и разработку высокоэффективных методов терапии, биологические маркеры злокачественных опухолей до сих пор остаются предметом активного изучения. Сегодня большинство исследований сосредоточено на изучении молекулярно-генетического профиля раковых клеток, в то время как наличие онкомаркеров в окружающих опухоль клетках зачастую игнорируется. Выявление экспрессии меланоцитарных маркеров за пределами злокачественного очага открывает новые возможности как для будущих исследований, так и для клинической диагностики меланомы кожи.

Источник: Kiuru M., Kriner M.A., Wong S. et al. High-Plex Spatial RNA Profiling Reveals Cell Type?Specific Biomarker Expression during Melanoma Development // Journal of Investigative Dermatology, 2022. DOI: 10.1016/j.jid.2021.06.041