Пищевые привычки и здоровье детей: секреты от профессионалов

В рамках конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» состоялся симпозиум «Пищевые привычки и здоровье детей: секреты от профессионалов», посвященный вопросам питания детей раннего возраста и причинам нарушений пищевого поведения.




21 октября 2021 года в рамках конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» состоялся симпозиум «Пищевые привычки и здоровье детей: секреты от профессионалов», на котором ведущие эксперты обсудили вопросы питания детей раннего возраста, причины нарушений пищевого поведения и их связь с расстройствами сна у детей первого года жизни.

Председателями конгресса выступили Бельмер Сергей Викторович, д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии №2 Педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, отделение гастроэнтерологии Российской детской клинической больницы (РДКБ), лаборатория функциональной гастроэнтерологии, Крапивкин Алексей Игоревич, д.м.н., профессор, детский невролог, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ «ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ» и Кешишян Елена Соломоновна, д.м.н., профессор, руководитель отделения неонатологии и патологии детей раннего возраста Института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, главный педиатр АО «Ильинская больница».

Симпозиум открыл доклад Бельмера Сергея Викторовича, д.м.н., профессора кафедры госпитальной педиатрии №2 Педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, «Питьевой режим ребенка. Что следует знать педиатру». Сергей Викторович рассказал о выборе источников и стадиях подготовки воды для ребенка.

 

«Вода – важнейший нутриент в рационе ребенка. Главным критерием выбора источников воды является ее высокое качество, даже если эта вода находится в составе других компонентов прикорма» – подчеркнул Сергей Викторович.

 

Подготовка бутилированной воды для детского питания включает пять основных этапов: фильтрацию, флокуляцию, обратный осмос, озонирование и УФ-обработку и кондиционирование. Система обратного осмоса считается самым дорогостоящим, и, в то же время, ключевым этапом в подготовке воды для детского питания.

В качестве примера высококачественной воды для детского питания лектор привел детскую воду, выпускаемую под брендом «ФрутоНяня», которая характеризуется низкой минерализацией и подходит для детей с рождения (по медицинским показаниям) и для детей первого года жизни на этапе введения прикорма. Согласно результатам многочисленных исследований, по органолептическим свойствам, показателям минерализации, жесткости и другим параметрам вода «ФрутоНяня» соответствует воде высшей категории. Лектор отметил, что большая часть воды поступает в организм ребенка первого года жизни в составе пюре, соков, каш и других компонентов прикорма.

В первый год жизни ребенка сначала следует вводить сок из одного вида фруктов, далее – из двух, и затем – из нескольких видов фруктов или фруктов и овощей. Помимо этого, важно учитывать, что соки, содержащие цитрусовые, клубнику, тропические и экзотические фрукты (в т.ч. бананы, манго) и томатный сок способны вызывать аллергические реакции, поэтому их не следует вводить в рацион раньше 6 месяцев.

Сокосодержащие напитки и кисели «ФрутоНяня» в сбалансированном соотношении и содержат натуральные фруктовые и ягодные соки и рекомендуются для расширения рациона и знакомства ребенка с новыми вкусами. Кроме того, клинически доказана эффективность напитков «ФрутоНяня ImmunoBaby вода + сок», обогащенных пребиотиком инулином, витаминами (А, С, D3, E) и минеральными веществами (Fe и Co) и рекомендованных Обществом детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов в улучшении пищеварения и укреплении иммунитета ребенка, а также их благоприятное воздействие на рост и физическое развитие ребенка при регулярном употреблении.

Для первого знакомства с соками рекомендуется использование многокомпонентных соков «ФрутоНяня», гипоаллергенные свойства которых были доказаны в клиническом исследовании в ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

Симпозиум продолжил Крапивкин Алексей Игоревич, д.м.н., профессор, детский невролог, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ «ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ». Профессор выступил с докладом «Сон ребенка раннего возраста. На что обратить внимание педиатру?», в котором рассказал о наиболее распространенных причинах нарушения сна детей первых лет жизни и методах коррекции этих нарушений.

Во сне человек проводит в среднем 21.5 лет жизни. Сон является важнейшим физиологическим механизмом, необходимым для накопления энергии и сил, которые расходуются во время бодрствования, а также для осуществления сортировки информации, усвоения новых навыков и анализа эмоциональных переживаний. Основными функциями сна являются сохранение энергии, поддержание уровня сознания, терморегуляция, созревание нейронов и сохранение психического здоровья. Состояние, в котором человек провел ночь, определяет его работоспособность в течения и, в более широком понимании, способность к реализации жененной программы.

Нарушения сна, наряду с плохим аппетитом и частым плачем, являются одной из наиболее частых жалоб родителей детей первого года жизни. Распространенность нарушений сна у детей раннего возраста составляет от 6 до 11%, а у детей школьного и дошкольного возраста – до 25%, причем у 32% детей раннего возраста отмечается склонность к хронизации нарушений сна.

 

«Необходимо понимать, что циклы сна и бодрствования имеют сугубо индивидуальный характер, и каждый ребенок имеет свои уникальные особенности сна. Поэтому необходимо внимательно присматриваться к складывающимся у ребенка циклам сна и отдыха и адаптировать режим дня согласно этим циклам. Кроме того, важно приурочить кормление ребенка периодам активного бодрствования, но не сонливого состояния» – подчеркнул лектор.

 

Количество сна, в котором нуждается ребенок, связано с темпами его роста. Так, младенцы спят около 80% времени; в возрасте от 3 до 6 месяцев период ночного отдыха уменьшается, а его общее время, вместе с дневным сном, составляет до 15 часов. На 6–9 месяце жизни продолжительность суточного сна ребенка уменьшается до 12 часов, и помимо ночного отдыха он нуждается в непродолжительном дневном сне в утренние часы и после обеда. В возрасте старше 9 месяцев период сна ребенка составляет до 12 часов, несколько из которых приходятся на дневной сон.

Дети первых 3 месяцев жизни после засыпания переходят в медленную фазу сна, за которой следует фаза глубокого сна, в течение которой ребенок крепко спит и не реагирует на внешние раздражители. Фаза медленного сна сменяется фазой быстрого или «парадоксального» сна, во время которой реализуются важные метаболические и нейрофизиологические процессы. В этот период сна ребенок может проснуться от любого внешнего шума. Прохождение фазы быстрого сна также сопровождается повышенной активностью – движениями рук, ног. По мере взросления доля быстрого сна снижается с 70% в первые 0–4 недели жизни до 45% у детей в возрасте 6-12 месяцев. Поддержанию здорового сна ребенка первого года жизни способствуют тишина в помещении и отсутствие яркого комнатного освещения.

Одной из распространенных причин нарушений сна детей первого года жизни являются проблемы с пищеварением, в частности, склонность к запорам, особенно при невозможности грудного вскармливания. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее засыпают, но чаще просыпаются из-за быстрого опорожнения желудка.

Избежать проблем с пищеварением позволит выбор сбалансированного детского питания, например, жидких каш «ФрутоНяня», обогащенных инулином. Эффективность жидких молочных каш «ФрутоНяня» в улучшении пищеварений детей, склонных к запорам, доказана в клиническом исследовании с участием 123 детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. За период наблюдения (14 дней) у 20 (16.3%) детей со склонностью к запорам частота стула увеличилась с 0.75±0.06 до 1.1±0.06 раза в сутки (p<0.05).

 

«Вопросы питания – это не только вопросы педиатра и врача общей практики, но и врачей узких специализаций, в частности, неврологов» – прокомментировал Алексей Игоревич.

 

Улучшению качества сна ребенка также способствует поступление незаменимых аминокислот, в частности триптофана, участвующего в синтезе серотонина и мелатонина, в составе детского молока.

Часто встречающейся причиной обращения родителей детей первого года жизни к педиатру и неврологу является сосание пальца, которое встречается у 80% детей, преимущественно младше 9 месяцев. Непищевое сосание пальца – нормальный поведенческий акт, выполняющий роль стабилизатора или переключателя сна. Другой привычкой является качания – ритмические маятникообразные движения голов й с частотой 0.5-2/с. Это явление чаще всего возникает у детей младше 1 года с пиком манифестации в возрасте 6 месяцев и не коррелирует с патологическими медицинскими факторами. У 50-80% недоношенных детей, родившихся на 31-й неделе внутриутробного развития, отмечается манифестация эпизодов апноэ во сне, указывающих на недостаточную зрелось центральной регуляции дыхательных функций и пониженную чувствительность к углекислому газу. Эпизоды апноэ могут быть спровоцированы резким запрокидыванием головы, рвотой, болезненными внешними раздражителями.

У здоровых детей в возрасте от 2 до 5 лет жизни продолжительность сна варьирует от 8 до 12 часов, большая часть из которых приходится на ночной сон. Для детей данного возраста особенно важны ритуалы, которые позволяют установить связь между окончанием дня и ощущением безопасности. Важное место среди ритуалов занимают пищевые привычки – использование определенных продуктов в течение дня и перед сном.

 

«Нарушения сна и его недостаточность, в частности вследствие неправильного поведения, приводят к снижению способности ребенка к обработке новой информации и уменьшению интереса к познанию окружающего мира. Построение правильного цикла сна и бодрствования является залогом нормального гармоничного развития ребенка» – отметил в завершении Алексей Игоревич.

 

Нарушения сна у детей в возрасте 2–5 лет могут быть связаны с появлением ночных кошмаров или психоэмоционального стресса, а также быть последствием некорректной организации режима сна ребенка на более ранних этапах развития. В частотности, эпизоды ночных кошмаров характеризуются внезапным пробуждением ребенка во время глубокого сна, сопровождаются криком, вегетативными нарушениями (тахикардия, тахипноэ, покраснение кожи). В возрасте 3–5 лет, преимущественно у девочек, могут возникать так-называемые «альпийские дремы», которые сопровождаются внезапным пробуждением, сильным испугом, страхом, ощущением опасности. В 60–69% случаев эти состояния провоцируются психотравмирующими событиями и психоэмоциональным стрессом.

Симпозиум завершил доклад Кешишян Елены Соломоновны, д.м.н., профессора, руководителя отделения неонатологии и патологии детей раннего возраста Института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, главного педиатра АО «Ильинская больница», «Формирование пищевых привычек: как проконсультировать родителей».

Вопросы консультирования родителей по питанию детей преимущественно касаются сроков введения прикорма, реакций на введение прикорма, объемов продуктов и видов прикорма, психологических аспектов и атрибутов питания, а также режима вечернего и ночного кормления.

Наиболее распространенными причинами обращения к педиатру по поводу питания ребенка являются отказ от еды или избирательность в еде, или случаи, когда ребенок съедает малые объемы питания. Эту группу составляют дети-«малоежки» и дети с недобором или превышением массы тела. Дифференциальная диагностика между патологическим и функциональным состоянием в этой группе детей проводится на основе оценки физического развития (нормо-/гипотрофия симметричная/асимметричная, гипостатура; равномерная или неравномерная прибавка в весе), соматического (напр., наличие инфекционных заболеваний) и неврологического статуса и прироста навыков с учетом фактического и скорригированного возраста (любознательность, коммуникация, заинтересованность).

Пищевое поведения – важный физиологический фактор, определяющий культуру принятия пищи, оптимальный метаболический статус и формирование иммунной и эндокринной регуляции, стабильность нервной системы и социализацию ребенка и раннее формирование навыков самообслуживания.

В основе формирования правильного пищевого поведения ребенка лежит строгое соблюдение режима приема пищи. Предложение разнообразных блюд во врем кормления, множественные перекусы и использование отвлекающих факторов (напр., мультфильмы), наоборот, способствуют нарушению формирования нормального пищевого поведения и изменению нутритивного статуса ребенка. При консультировании родителей педиатру необходимо уточнить, что именно и в какие часы ребенок ест в течение дня и в какие часы он лучше ест, каков период бодрствования ребенка и применяется ли «активное кормление».

Под «активным кормлением» понимают создание специальной, привлекательной обстановки вокруг кормления для формирования условного рефлекса к приему пищи. Для поддержания правильного пищевого поведения могут использоваться «атрибуты питания», например, игры; определенное место для приема пищи; специальная посуда, выбранная вместе с ребенком; книги, направленные на закрепление нового интереса во время кормления и др.

Таким образом, формирование правильного пищевого поведения ребенка требует терпения, труда и понимания важности этого вопроса родителями, а также глубокого обдумывания причин нарушений пищевого поведения и поиска не только медицинских, но и психологических причин. Задача врача состоит в поддержке и обеспечении полной информированности родителей о возможных причинах нарушений пищевого поведения ребенка и трудностях, которые могут возникнуть при решении этой проблемы.


Актуальные проблемы

Специализации

Календарь событий:

Вход на сайт