Опыт применения адеметионина в комплексной терапии атопического дерматита

Проведен анализ клинической эффективности применения адеметионина в комплексной терапии атопического дерматита. Положительная клиническая динамика в течении заболевания наблюдалась уже на десятый день лечения, достигая максимума к окончанию третьей недели




Experience of Ademetionine use in complex therapy of atopic dermatitis

Clinical efficiency of ademetionine use in complex therapy of atopic dermatitis was analized. One could observe positive dynamics in the course of the disease already at the 10th day of the treatment, and it achieved its maximum by the third week. There were no registered side effects.

Атопический дерматит относится к мультифакторной патологии, которая рассматривается с точки зрения полигенного аддитивного наследования с пороговым эффектом [1–3]. К основным факторам риска развития заболевания относятся отягощенный собственный и семейный аллергологический анамнез; нарушения диеты; курение и другие отрицательные факторы; несоблюдение режима питания; неправильный уход за кожей; неблагоприятные условия жизни, отрицательные социальные и экологические факторы; антибактериальная терапия в анамнезе; нарушения функций желудочно-кишечного тракта, энзимопатии, дисбактериоз кишечника.

Несмотря на многочисленные исследования в области эпидемиологии, этиологии, патогенеза и течения заболевания, многие вопросы до сих пор являются спорными и являются актуальной проблемой дерматологии. Современные схемы терапии позволяют достаточно эффективно устранять симптомы обострения. Однако положительный эффект лечения, достигнутый в период обострения, не позволяет избежать рецидива. Проблема обусловлена не только высокой распространенностью, но и ранней манифестацией, формированием хронических форм заболевания, приводящих к снижению социальной адаптации. Данные эпидемиологического исследования свидетельствуют об увеличении заболеваемости за последние 20 лет: на 100 тыс. населения до 150–200 случаев [4–6].

Важная роль в формировании рецидивов заболевания отводится нарушениям обмена веществ, патологии гепатобилиарной системы. Психоэмоциональные факторы также могут играть роль триггеров, так как они приводят к выбросу нейропептидов в кожу, вызывая дисбаланс вегетативного обеспечения кожи и бета-адренорецепторов. При атопическом дерматите снижается порог чувствительности к различным стрессовым влияниям, что нередко наблюдается при распространенном и диффузном процессах, сопровождающихся выраженной лихенификацией и зудом [7, 12, 13].

Гептрал является естественным метаболитом организма, синтезируется в печени и занимает ключевую роль во всех метаболических процессах. Оказывает холеретическое и холекинетическое действие, обладает детоксикационными, регенерирующими, антиоксидантными, антифиброзирующими и нейропротективными свойствами. Нормализует выработку и поступление желчных кислот из клеток печени в желчевыводящие пути, улучшает моторику желудочно-кишечного тракта (препятствует застою желчи в клетках печени) [8–10]. Препарат также обладает антидепрессивным действием, что представляет ценность для пациентов с многолетним течением атопического дерматита, имеющим нарушения в психоэмоциональной сфере.

Целью наблюдения являлся анализ клинической эффективности применения препарата Гептрал (адеметионин) в комплексной терапии атопического дерматита.

Материалы и методы. Под наблюдением находилось 46 больных (21 мужчина и 25 женщин) с верифицированным диагнозом «атопический дерматит» в возрасте от 18 до 34 лет. Средний возраст в группе составил 21,5 ± 1,9 года. Средний возраст заболевания — 14,6 ± 2,8 года. Критерием включения в группу являлись: манифестация процесса в раннем детском возрасте, отсутствие сопутствующей дерматологической патологии, инфекционных заболеваний. Тяжесть состояния оценивались по индексу SCORAD (Scoring of Atopic Dermatitis — шкала атопического дерматита) и шкале Гамильтона. Динамика патологического процесса оценивалась на 10-й, 21-й дни применения препарата в комплексной терапии атопического дерматита.

Индекс SCORAD учитывает площадь поражения кожных покровов и степень выраженности субъективных симптомов [2, 3, 6, 11]. В соответствии со сложившейся практикой по определению степени тяжести атопического дерматита, легкая степень — до 20 баллов; средняя степень тяжести — от 20 до 40 баллов; тяжелая степень — более 40 баллов.

Для оценки тяжести тревожного синдрома в начале и по окончании терапии использовалась шкала Гамильтона. Затраты времени на заполнение — не более 30 минут. Пункты шкалы отражают как психические, так и соматические проявления тревоги. По каждому из 14 пунктов шкалы выбирался вариант ответа, наиболее соответствовавший состоянию пациента. Значение баллов по каждому из пунктов ранжируется от 0 до 4, суммарный балл может принимать значения от 0 до 56. Оценка шкалы: от 0 до 7 баллов — отсутствие тревожного состояния; 8–19 баллов — наличие симптомов тревоги; от 20 баллов и более — тревожное состояние. Критерий эффективности терапии — снижение суммарного балла на 50% по сравнению с исходными значениями [14, 15].

В комплексном лечении Гептрал назначали ежедневно внутрь, между приемами пищи, целиком, не разжевывая, в первой половине дня в дозе 1600 мг/сут. Длительность терапии составляла 3 недели. Методика применения соответствовала инструкции [8].

Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием прикладных программ Statistica и Excel 7.0 с применением средней арифметической, ошибки средней и критерия Стьюдента, а также корреляционного анализа. При этом достоверность результатов соответствовала р < 0,05.

Результаты наблюдения. Эритемато-сквамозная форма выявлена в 5 (10,8%) случаях, эритемато-сквамозная с лихенификацией — в 34 (74,0%), лихеноидная — в 7 (15,2%). Патологический процесс носил ограниченный характер у 9 (19,5%), распространенный — у 35 (76,1%), диффузный — у 2 (4,4%) пациентов. В группе достоверно преобладала средняя тяжесть течения атопического дерматита; рецидивы 3–4 раза в течение года отмечали 39 (84,8%) респондентов. Легкое течение зарегистрировано у 5 больных, тяжелое — у 2 (10,8% и 4,4% соответственно). При тщательном сборе анамнеза стало известно, что частые рецидивы заболевания связаны с наличием множественных очагов инфекции, гастроинтестинальными проявлениями, стрессовыми ситуациями, несоблюдением гипоаллергенной диеты, режима труда и отдыха. Индекс SCORAD в группе при первичном осмотре составил 56,6 ± 1,7 балла.

Всем пациентам проведен комплекс лечебных мероприятий, направленных на коррекцию диеты, элиминацию причинно-значимых аллергенов, применение космецевтиков. Базовая терапия включала Парлазин (цетиризин) по 10 мг в сутки в течение 3 недель; Энтеросгель паста — по 1 столовой ложке (15 г) три раза в сутки (между приемами пищи) в течение двух недель; местно на очаги применяли крем Скин-кап (цинк пиритион активированный 0,2%) 2 раза в сутки тонким слоем, длительность использования до трех недель. Рекомендовано дифференцированное лечение у врачей-специалистов по выявленным сопутствующим соматическим патологиям.

На 10-й день наблюдения отмечалась положительная динамика в течении патологического процесса у всех пациентов в группе, уменьшилась площадь и интенсивность поражения кожных покровов. Индекс SCORAD снизился до 35,4 ± 2,9 балла, то есть в 1,5 раза (р < 0,05).

После курса терапии клиническое выздоровление наблюдалось у 44 (95,6%) пациентов с атопическим дерматитом (табл. 1). Индекс SCORAD составил 15,1 ± 1,2 балла. Выявлено достоверное его снижение в 3,7 раза от исходных значений (р < 0,05). Значительное улучшение в 2 (4,4%) случаях у больных с лихеноидной формой потребовало назначения дополнительной терапии для достижения ремиссии.

Динамика индекса SCORAD на фоне использования Гептрала в комплексной терапии атопического дерматита

Выраженность клинических проявлений, зуд, нарушение сна, косметический дефект, рецидивирующее течение, характеризующие проявления атопического дерматита, приводят к развитию состояния тревожности и мнительности у пациентов. Невротическая симптоматика, определенная с помощью шкалы Гамильтона, наблюдалась у всех 46 пациентов в клинической группе: в виде симптомов тревоги в 33 (71,7%) случаях, тревожных состояний — в 13 (28,3%). Достоверно симптомы тревоги (56,6%) наблюдались чаще в группе с эритемато-сквамозной формой атопического дерматита по сравнению с больными, страдающими эритемато-сквамозной и лихеноидной формами (в 5,2 раза и 13 раз соответственно) (р < 0,05). Тревожное состояние выявили только у пациентов, страдающих эритемато-сквамозной формой с лихенификацией и лихеноидной (17,4% и 10,8%) (табл. 2). Средний балл в группе при оценке симптомов тревоги составил 18, тревожных состояний — 36,5.

Шкала Гамильтона во многом основана на субъективном восприятии своего состояния, что является важной составляющей в процессе лечения такого хронического рецидивирующего дерматоза, как атопический дерматит. При оценке уровня тревожности до и после терапии частота проявлений достоверно уменьшилась в 9,2 раза по сравнению с исходными данными и составила 11% — 5 человек (рис.).

Рис. Динамика уровня тревожности (по шкале Гамильтона) при терапии атопического дерматита

Симптомы тревоги зарегистрированы в одном случае в группе с эритематозно-сквамозной с лихенификацией формой атопического дерматита и одном — с лихеноидной формой (по 2,2% соответственно). Уровень тревоги у пациентов практически сопоставим и в среднем составил 10 баллов. Тревожное состояние отмечено у трех пациентов: 1 (2,2%) — с эритематозно-сквамозной с лихенификацией формой, 2 (4,4%) — с лихеноидной. Анализ уровня тревоги показал также сопоставимые данные — 21,5 балла.

За время лечения в группе не было зарегистрировано побочных эффектов, обострения заболевания. Динамическое наблюдение, проведенное в течение трех месяцев, показало, что рецидив наступил только у одного (2,2%) пациента с атопическим дерматитом.

Выводы

  1. Положительная клиническая динамика в течении атопического дерматита на фоне включения в комплексную терапию Гептрала наблюдалась уже на десятый день наблюдения, достигая максимального эффекта к окончанию третьей недели.
  2. Перспектива применения препарата Гептрал обусловлена успешным купированием рецидива, в значительной степени снижает тяжесть течения атопического дерматита, что оказывает благоприятное влияние на психологическое состояние пациентов без применения седативных препаратов и антидепрессантов.

Литература

  1. Кубанова А. А. Клинические рекомендации. Дерматовенерология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. С. 14–38.
  2. Балаболкин И. И., Гребенюк В. Н. Атопический дерматит у детей. М., 1999. С. 26–42.
  3. Сергеев Ю. В. Атопический дерматит. М., 2002. С. 47–56.
  4. Лусс Л. В. Эпидемиология аллергодерматозов // Атопический дерматит. 2000. С. 76–77.
  5. Подхомутникова О. В. Распространенность атопического дерматита и родственных ему дерматозов среди коренных жителей Горного Алтая // Атопический дерматит. 2000. С. 97–98.
  6. Хаитов Р. М., Кубанова А. А. Атопический дерматит: рекомендации для практических врачей. Российский национальный согласительный документ по атопическому дерматиту. М., 2002. 191 с.
  7. Суворова К. Н. Атопический дерматит: иммунопатогенез и стратегия иммунотерапии // Рус. мед. журн. 1998, № 6, с. 363–367.
  8. Инструкция по применению Гептрала® в России от 26.04.2004.
  9. Шилов В. Н., Сергиенко В. И. Новые подходы к изучению патогенеза и лечению псориаза // Вестник дерматологии и венерологии. 1998, № 3.
  10. Хобейш М. М., Мошкалова И. А., Соколовский Е. В. Псориаз. Современные методы лечения. СПб: СОТИС, 1999, с. 70–134.
  11. Научно-практическая программа. Атопический дерматит у детей: диагностика, лечение и профилактика. М., 2001. 76 с.
  12. Kissling S., Wuthrich B. Follw-up of atopic dermatitis after early childhood // Hautarzt. 1993, vol. 44, № 9, p. 569–573.
  13. Rademaker M., Forsyth A. Contact Dermatitis Investigation Uniy, Belvidere Hospital, Glasgow, Scotland, UK // Allerg Immunol (Paris). 1992, vol. 24, № 10, p. 390–392.
  14. Hamilton M. A. Rating scale for depression // Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry. 1960, 23: 56–62.
  15. Williams J. B. W. A structured interview guide for the Hamilton Depression Rating Scale // Archives of General Psychiatry. 1989, 45: 742–747.

Е. Ю. Склянова, кандидат медицинских наук, доцент

ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России, Новосибирск

Контактная информация об авторе для переписки: siberianlinx@yandex.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт